Игра занимает важное место в жизни ребёнка. С помощью игры он учится познавать мир, понимать природу явлений, моделировать общение между людьми или рассказывать о событиях дня. Многие дети обыгрывают содержание понравившихся мультфильмов через игру. Но матерям не всегда в радость играть с детьми. Поэтому очень часто можно встретить интернет-дискуссии на тему родительской нелюбви в играм. Причины отсутствия интереса к играм просты — примитивный уровень и усталость от других дел.
Роль игры в жизни ребёнка
Для ребёнка дошкольного возраста игра — не бессмысленное и глупое времяпрепровождение, а необходимый элемент развития и деятельность по познанию мира. Дети дошкольного возраста любят ролевые игры с участием кукол, мягких игрушек, друзей и родителей. С помощью игры ребёнок исследует мир и получает первое представление об отношениях между людьми.
Когда ребёнок совсем маленький, у него появляются первые игрушки — развивающие коврики, кубики, пирамидки, мягкие звери. Со временем появляются более сложные ролевые игры с машинками или куклами. Наверняка, многие взрослые вспомнят, как играли «в доктора», «в магазин» или «в школу». Так игра позволяет ребёнку понять особенности социальных отношений.
В отсутствие сверстников дети привлекают к своим играм родителей, чаще всего, мать. Если они не посещают ясли, детский сад или по каким-то причинам не ходят гулять, то они просят ее стать партнером по ролевой игре. Но мать не всегда имеет возможность играть, поскольку именно на ней лежат заботы по уходу за детьми, работа по дому или вне дома. Поэтому детские просьбы многие мамы воспринимают с раздражением, испытывая при этом чувство вины.
Почему матери не любят играть с детьми?
Игра с детьми превратилась в одну из родительских обязанностей совсем недавно. Во времена, когда крестьянские семьи были большими, старшие дети играли с младшими. Малыши в больших городах играли со сверстниками в яслях и детских садах, пока родители были на работе. В сегодняшней ситуации бабушки и дедушки могут жить в другом городе или другой стране, работать или не проявлять интереса к воспитанию внуков, услуги няни доступны не всем, а мест в детских садах не хватает, мама часто остается единственным партнером по игре.
Общество предъявляет жесткие и часто взаимоисключающие требования к самим мамам. На них возлагается ответственность за гармоничное развитие ребёнка, достаточное внимание к его потребностям, и одновременно — за собственный личностный рост, качественное ведения хозяйства и внимание к мужу. Поэтому мамы в интернете часто жалуются на отсутствие интереса к детским играм. Они испытывают острый недостаток общения со взрослыми людьми на интересные темы, а игра кажется чем-то примитивным, глупым и утомительным.
Если у малыша нет братьев или сестер, то он будет требовать от мамы больше внимания. Когда в семье несколько детей, проблему поиска занятий для него проще решить — партнер для игр есть всегда. Но не все семьи решаются завести вторых или третьих детей. К тому же необходимость мирить ссорящихся братьев или сестер тоже не всем доставляет удовольствие.
Окружающие часто считают отсутствие интереса к играм признаком нелюбви к собственным детям. Поэтому мамы испытывают чувство вины, но при этом не могут заставить себя полюбить играть. Некоторым интересны игры девочек, а мальчишеские машинки и солдатики навевают тоску, или наоборот. Но чаще всего мамы просто сильно устают от повседневных дел, ответственности и обязанностей, и сил на игровое развитие ребёнка просто не остается.
Во многих случаях дети просят маму поиграть, потому что им не хватает ее внимания. Но она не всегда в состоянии уделить его. Некоторые родители находят выход в просмотре мультфильмов или играх на планшете как единственный способ чем-то занять детей. Но такой подход не всегда полезен, поскольку формирует зависимость от технических средств и неумение найти альтернативные способы развлечения. Игра необходима для развития ребёнка, но она не является единственным способом коммуникации между детьми и родителями.
Игра и развитие ребёнка: что делать мамам и детям?
Причина нелюбви к детским играм — не только постоянная занятость родителей, но и страх выглядеть нелепо и «не по статусу». Например, отец может чувствовать себя неловко в роли «лошадки», «пожарного» или «пирата», а мама не хочет «воспитывать» куклу и игрушечного медведя. Их детство давно прошло, и теперь игры кажутся чем-то недостойным взрослого поведения.
Кроме игр, есть много других занятий, которые интересны детям и родителям — совместные занятия спортом, чтение, прогулки, знакомство с природой. Но при этом ролевые игры могут оставаться слабым местом родителей. Взрослые находят разные выходы из ситуации. Например:
- вспоминают любимые игры своего детства и предлагают детям поиграть. Они открывают в себе ту часть личности, которую называют «внутренним ребёнком» и находят способность проживать детство вместе с собственными детьми;
- находят подходящих партнеров по играм среди соседских детей. Если детей в семье несколько, то они играют друг с другом;
- играют с детьми в течение определенного периода времени, например, 30 минут, после чего предоставляют им возможность играть самостоятельно;
- придумывают свои игры, интересные и детям, и им самим. Необязательно пользоваться рекомендациями из книг по детской педагогике — веселые игры могут появиться спонтанно.
Игра является необходимым инструментом познания мира для детей. Не случайно все развивающие занятия проводятся в игровой форме. Другие способы познания языков или науки для дошкольников пока неинтересны — они не в состоянии заучивать наизусть параграфы или сидеть полтора часа на лекции.
Разумеется, родители не должны выполнять круглосуточные обязанности аниматоров или чувствовать вину за то, что не играют с детьми в «умные» развивающие игры, которые обязательно сделают их гармоничными личностями, растущими без травм. Но они могут найти свой способ игры, интересный и детям и взрослым. Со временем дети учатся играть самостоятельно. Маме или папе даже не всегда необходимо напрямую вовлекаться в детскую игру — достаточно просто присутствовать в одной комнате с детьми, наблюдая за их игрой. Если какой-то вариант игры не дается маме или вызывает у нее раздражение, то рассмотрение других альтернатив тоже может быть полезным и детям, и взрослым.