Безусловно, мать в жизни ребёнка является самым главным взрослым. И именно на нее общество возлагает ответственность за его физическое и психическое здоровье. Современные матери уделяют детям гораздо больше внимания, чем поколение их родителей. Они видят своей главной задачей развитие гармоничной, здоровой и всесторонне развитой личности. По мнению некоторых матерей, общественные институты, вроде детского сада или школы могут серьезно навредить развитию ребёнка. То же самое часто относится и к педиатрам.
Требования общества к матерям
Сегодня мать вынуждена выполнять ряд различных функций, необходимых для правильного развития детей. Ей приходится быть и педагогом, и менеджером, и аниматором, и даже врачом. Современные родители часто подвергают сомнению те методы воспитания, которыми пользовались предыдущие поколения. Значительно снизилась и роль бабушек и дедушек в воспитании детей. Они могут проживать далеко или принципиально не иметь желания оставаться с внуками.
Детский сад и школа также полностью перекладывают на родителей, в основном, на матерей, заботу о развитии детей. В школу ребёнку необходимо приходить уже подготовленным и умеющим читать и писать. Разнообразие кружков, секций и студий раннего развития способствует развитию конкуренции между родителями за возможность обучить ребёнка как можно большему количеству навыков.
Здоровье ребёнка также являются предметом ожесточенных споров в виртуальном пространстве. Среди наиболее «горячих» и широко обсуждаемых тем — грудное вскармливание, прививки, и, конечно же, лечение различных заболеваний у детей. Общение мам с педиатрами не всегда складывается удачно. Многие из них практикуют морально устаревший подход к лечению заболеваний и склонны обвинять родителей в недостаточной заботе о ребёнке.
Врач-педиатр и мать: причины конфликтов
Современные родители часто подвергают сомнению не только методы воспитания, считавшиеся приемлемыми во времена их детства, но и методы лечения, которые предлагает детский врач. К сожалению, среди медицинских специалистов достаточно много не вполне компетентных или подверженных профессиональному выгоранию. Многие родители настолько уверены в собственной компетентности и низком профессионализме педиатров, что предпочитают не обращаться к ним совсем даже в случае серьезного заболевания. Сегодня это приводит к печальным последствиям.
Одна категория мам просто боится педиатров. Многие из них, особенно работающие в государственных детских поликлиниках, склонны к некорректному поведению и обвинениям мам в болезнях детей. Но и сами врачи часто приходят в недоумение от методов лечения, к которым прибегают родители.
Другая категория мам уверена, что разбирается в методах лечения лучше, чем врач-педиатр. Они готовы прислушиваться к рекомендациям знакомых, соседей или случайных людей из интернета, а мнение педиатров подвергают сомнениям. Некоторые не считают нужным задавать педиатру вопросы, касающиеся диагнозов и назначений. Ответы на вопросы они предпочитают искать в интернете, что еще больше усиливает панику и тревогу по поводу состояния здоровья ребёнка.
Родители имеют право усомниться в компетентности специалиста. Но вначале нужно попытаться наладить конструктивное общение с ним, без скандалов и лишних негативных эмоций. Отличить компетентного специалиста от некомпетентного можно по следующим признакам:
- необоснованно критикует действия других педиатров;
- запугивает родителей;
- назначает более 5 препаратов;
- не слушает родителей;
- назначает препарат, который можно приобрести только в конкретной аптеке. Это является признаком продвижения ассортимента конкретной аптеки или услуг клиники.
Грамотный педиатр, наоборот, вежлив и компетентен в вопросах назначения препаратов. Часто хорошие профессионалы предлагают не одну, а две схемы лечения, при этом понятно обозначают плюсы и минусы каждой. Разумеется, они с пониманием относятся к чувствам родителей и никогда не позволяют им усомниться в собственных качествах.
Как построить общение с педиатром?
Доброжелательные отношения с людьми, дающими рекомендации по детскому здоровью, позволяют сохранить благоприятное душевное состояние родителей. Ведь здоровье ребёнка — самое важное. Поэтому каждой маме приятно встретить не обвиняющий тон, а поддержку в решении проблемы. Для некоторых семей педиатры становятся практически членами семьи, поэтому они огорчаются, если по каким-то причинам педиатр больше не может наблюдать их детей.
Человеческий фактор — одна из основных составляющих межличностного общения. Одна семья может построить доброжелательные отношения с педиатром, другой это удается с трудом. Сегодня некоторые семьи делают выбор в пользу платных центров, но и достаточно высокая оплата услуг не гарантирует лечения у высококвалифицированного специалиста. Таким образом, родители могут остаться недовольны манерой беседы педиатра или лишними, на их взгляд, назначениями, а педиатры — приходить в негодование от противоречивости информации, которую родители узнают из интернета и используют при лечении детей.
Вежливость, корректность и объективное предоставление информации — вот некоторые важные составляющие взаимодействия с педиатром. Перед походом в поликлинику родителям следует быть готовыми предоставить педиатру полную картину изменений в состоянии здоровья ребёнка. Как всякий медицинский специалист, педиатр должен выполнять свою работу, и его может раздражать излишняя «компетентность» родителей в вопросах лечения.
При сомнениях в профессионализме педиатра семья имеет право обратиться к другому медицинскому специалисту для постановки более точного диагноза. Это необходимо сделать и при сомнениях в эффективности назначенного препарата и целесообразности его применения. Многие родители и сами в детстве боялись посещения поликлиник. Сегодня во многих медицинских центрах есть все необходимое для комфортного лечения детей — мультфильмы, игрушки и доброжелательное отношение персонала.
Для любой мамы естественно волноваться о ребёнке и его здоровье. Но чрезмерная тревожность передается и ему. Педиатр, внушающий дополнительное чувство вины, часто не отдает себе отчета в том, что тревожная семья способна невротизировать и ребёнка. Если попытки конструктивного диалога с медицинским специалистом безуспешны, то его следует сменить. Но и самим родителям необходимо с пониманием относиться к работе педиатра, не бояться задавать вопросы и перепроверять диагноз при возникновении сомнений.