Уроки в школе отнюдь не всегда доставляют удовольствие школьникам. Некоторые из них могут относиться к учебе неохотно, без интереса. Поэтому желание пропустить урок или контрольную работу усиливается. Среди возможных причин пропуска уроков — конфликт с учителем, непонимание предмета, неуверенность в собственных силах или отсутствие интереса. Результат прогулов — конфликт с родителями и ухудшение показателей успеваемости.
Какие трудности может испытывать ребёнок на уроках?
В самом начале школьного обучения дети могут не испытывать потребности прогулять урок. Они испытывают интерес ко всему новому — учителю, одноклассникам, основным моментам обучения. Но нередко возникают ситуации, когда школьник начинает испытывать проблемы с усвоением того или иного предмета. Он может растеряться и от этого быть менее собранным, чем одноклассники.
Низкие показатели успеваемости вызывают недовольство у учителей. К сожалению, не всегда есть возможность практиковать индивидуальный подход к каждому ученику и подстроиться под его скорость усвоения предмета. К тому же, за успеваемость с преподавателей спрашивает руководство в лице директора и вышестоящих образовательных учреждений. Это нередко создает нервозность в педагогическом коллективе и лишает учителей возможность проводить действительно интересные и увлекательные уроки.
Отношения школьника и учителя не всегда могут быть доброжелательными. Основные причины конфликтов — не только низкая успеваемость или поведение, но и отсутствие личной симпатии со стороны ученика или педагога. Конфликт с учителем — довольно распространенная причина пропуска уроков.
Напряженные отношения с одноклассниками или травля — еще одна причина, по которой дети отказываются посещать школу. В случае конфликтных ситуаций ребёнок может испытывать трудности с утренним пробуждением, жаловаться на ухудшение самочувствия и желание отказаться от посещения уроков.
В основе прогулов может лежать стремление к свободе и желание немного отдохнуть. Но если ребёнок прогуливает занятия слишком часто, то это является сигналом неблагополучия — непонимания предмета или конфликта с учителем или одноклассниками.
Почему дети прогуливают уроки?
Во многих случаях родители школьника могут часто не догадываться о том, что он прогуливает занятия по некоторым предметам. Он отправляется в школу утром, но на самом деле туда не идет. И лишь после неприятного разговора с классным руководителем или преподавателем-предметником они узнают правду.
Ребёнок не всегда стремиться рассказывать матери или отцу о том, что действительно происходит в школе. Это происходит по двум причинам — боязнь огорчить или страх наказания. Например, многие подростки скрывают наличие вредных привычек или ухудшение эмоционального состояния. У некоторых детей могут появиться более интересные занятия, например, компьютерные игры или встречи со сверстниками вне школы.
Многие взрослые, давно окончившие школу, признаются в нескольких распространенных причинах прогулов — отсутствии интереса к определенным предметам, конфликтах с одноклассниками и более интересным внешкольным занятиям. Некоторые школьники прогуливают даже занятия с репетиторами из-за отсутствия личного интереса и мотивации. В дни контрольных работ по нелюбимому предмету желание прогулять урок усиливается. Поэтому многие школьники с успехом имитируют болезнь, которая удивительным образом проходит по окончании неприятного события.
Но прогулы не решают проблемы, возникающие у школьника, а только усугубляют их. Рано или поздно обман раскрывается, и родители вызывают ребёнка на откровенный и неприятный разговор. Тем не менее, это помогает выяснить истинную причину прогулов и выработать план действий по предотвращению неприятных ситуаций в будущем.
Что делать родителям, если ребёнок прогуливает уроки?
Первое, что следует сделать взрослым, которые узнают, что ребёнок прогуливает школу — поговорить с ним. У многих отцов и матерей, подверженным негативным эмоциям, возникает желание наказать ребёнка морально или физически. Но следует помнить, что это не добавит авторитета старшим, наоборот, «прогульщик» с большой вероятностью «уйдет в себя» и перестанет доверять старшим. Поэтому для беседы необходим спокойный тон и готовность к диалогу с ребёнком.
Выяснение причины прогулов позволит выработать дальнейший план действий. Если школьника не интересует данный предмет, то необходимо поговорить с учителем о необходимости смягчить требования к ребёнку или перевести его в другую школу с углубленным изучением более интересных предметов. К сожалению, повлиять на личную заинтересованность педагога к предмету невозможно. Взрослые могут лишь выработать более спокойное отношение к прогулам и более низкой успеваемости, либо нанять репетитора.
Если причина прогулов — конфликты с одноклассниками или травля, то мать или отец могут постараться помочь ребёнку, исходя из собственного опыта или после консультации с психологом. Несмотря на то, что школьник может утаивать факт травли, есть ряд симптомов, заставляющих взрослых задуматься — подавленное настроение ребёнка, нежелание рассказывать о событиях в школе или следы побоев, происхождение которых он отказывается назвать. Прекратить травлю можно путем совместных действий с администрацией школы или перевода ребёнка в другое учебное заведение.
В решении проблемы прогулов может помочь и психолог. Он проведет беседу с ребёнком и его семьей, проанализирует тревоги и страхи школьника, оценят особенности отношений в родительской семье и назначат коррекционные мероприятия для каждого конкретного случая. Часто в основе прогулов лежит страх перед учителем или неспособностью справиться с заданием. У этого страха могут быть довольно глубокие корни, не всегда связанные с ситуацией в школе.
Поскольку наказание — не лучший способ борьбы с прогулами, матерям и отцам следует стараться сохранять эмоциональный контакт с ребёнком. В противном случае доверие будет утрачена, а проблема прогулов не решится. Готовность помочь школьнику справиться с трудностями учебы и отношений со сверстниками и педагогами — лучший способ решения и предотвращения проблем.