Любой малыш с первых месяцев жизни стремится к общению, а когда ребёнок подрастает, он нуждается в друзьях. В том, чтобы у него сложились отношения с окружающими заинтересованы и родители. Как таковая дружба − фактор, способствующий развитию крохи в умственном и социальном плане.
Первый опыт общения ребёнка
Первые навыки прививаются родителями, но не все правильно ставят акценты, ряд ошибок может привести к агрессивному или замкнутому поведению в коллективе. Первыми друзьями всегда выступают близкие люди и игрушки, но уже с годовалого возраста появляется желание познакомиться с другими детьми. Иногда этот срок сдвигается на более позднее время, но это не критично. Постепенно интерес возрастает, но ребёнок еще не в силах правильно осмыслить поведение детей и не знает, как привлечь внимание к своей персоне. Только после 2 лет появляются первые признаки проявления интереса друг к другу, они встречаются на улице, в гостях, во время игры в песочнице. Но это кратковременные встречи, а эпизодичные контакты пока неустойчивы и непрочны. Пока ребёнок не подрос, он не осознает, что есть и другие дети со своими желаниями, ему кажется, что весь мир создан для него. Со временем эгоцентризм становится слабее, но все равно часть это мешает с первого раза наладить контакт со сверстниками, кроха не знает, какова будет реакция на желание общаться. Родители должны стать в этом вопросе помощниками, стараться рассказать о чувствах других детей, о том, что у них тоже есть желания и необходимо делиться и уступать.
Дружба с детьми
Мы живем в социуме, и умение правильно общаться в некоторых случаях может помочь быстрее достигнуть желаемого результата. Если навыки заложены правильно, то и в раннем возрасте у ребёнка не будет проблем с друзьями во дворе, ни в детском саду, ни в школе. Но как правильно заложить эти навыки, как не сделать ошибки, надеясь, что с возрастом он сам поймет: надо уступать и делиться, быть дружелюбным? Ведь далеко не всегда случается именно так.
Можно предпринять следующие действия:
- Приводить удачные примеры дружбы, например, в мультфильме. Старые советские мультики как нельзя лучше демонстрируют дружелюбие и взаимовыручку.
- Воспитывая позитивное отношение к дружбе, необходимо дать понять малышу, что общение это хорошо, нужно быть открытым, улыбчивым, не замыкаться.
- Если ребёнок застенчив, можно предложить подойти первым к сверстнику, редко кто отказывается от контакта. Представившись, вместе играть в подвижные игры или остановится на интеллектуальных вариантах проведения досуга.
Важно научить малыша, объяснить ему, что нужно делиться, что тогда и другие дети будут давать свои игрушки, но делать это необходимо аккуратно. Настроение может меняться молниеносно, в нем просыпается собственник, и тогда трудно убедить окружающих малышей, что дружба с таким жадиной должна продолжаться. Необходимо хвалить его за хорошие поступки и объяснять почему нельзя поступать плохо. Именно первый опыт формирует дальнейшее отношение малыша к окружающим, и родители могут скорректировать поведение ребёнка, если он недружелюбен.
Показателем психологического здоровья считают способность дружить, без агрессии общаться со сверстниками. Это свидетельствует о социализации ребёнка и впоследствии ему легче будет адаптироваться в коллективе, он не будет испытывать растерянность и чувство одиночества, если обстановка непривычна.
Дети в детском саду
Когда в группе много детей ребёнок выделяет нескольких, с которыми общаться интереснее, приятнее, друзьями они могут назвать того, с кем вместе испытали радостные чувства, веселье.
Есть ряд объединяющих занятий:
- игры;
- уборка в местах пребывания;
- прогулки и развлечения на свежем воздухе.
Детский сад — место, где приходит первый опыт общения, и воспитатели стремятся объединить ребят, дошкольники не только проводят время за игрой, но и учатся защищать друг друга, делиться, если поступили скверно − извиняться. Когда дети взрослеют, меняется и отношение к дружбе, уже недостаточно просто вместе проводить время, теперь играют роль личностные характеристики, оцениваются поступки друзей, сложившиеся отношения.
Когда родители должны тревожиться?
Если у ребёнка мало друзей и он тяжело сходится со сверстниками по ряду причин, то стоит обратить на это внимание. Возможно, социализация происходит медленнее, чем у других, но помочь в этом вопросе родителям вполне по силам.
Необходимо понять, в чем причина подобной ситуации, если она в том, что ребёнку присущи качества лидера, но таковым он не является, необходимо принимать меры. Он доминирует, но неуверен в себе, ему легче запугать других, подавить, часто в ход идут угрозы. Такое поведение присуще детям, которые воспитываются в семье одни, у них нет братьев и сестер, им не приходилось заботиться о других, и такую модель поведения они проецируют в отношениях с друзьями. Если есть такие проблемы, необходимо скорректировать поведение чада, рассказать ему, что важно учитывать желания других малышей, ни злиться, ни жадничать, научиться заботиться не только о себе. Так ребёнок поймет: делая доброе дело и помогая кому-либо, можно получить удовольствие, а похвала взрослых усилит эффект.
Стеснительные и скромные дети часто испытывают сложности при первом знакомстве, если необходимо выступить, участвовать в представлении или конкурсе. Ребёнку не хватает эмоционального развития, он скован или из-за врожденного темперамента, или воспитывается в слишком строгой семье. Стоит расширить круг общения, приглашать друзей в дом, чаще выводить малыша на игровую площадку.
Многие из детей становятся ведомыми, их легко вовлечь в любую игру и назначить на любую роль, они не высказывают желаний, неконфликтны. Стоит обратить на это внимание и развивать у них свой взгляд на ситуацию, на свою роль в группе.
Хулиганы знакомы всем, они запоминаются надолго и именно они становятся центральными фигурами в коллективе. Ломают, рушат, отбирают, дерутся. Необходимо обозначить границы поведения таких детей объяснить, что другим больно, обидно, важно сопереживать друзьям, стараться быть добрее. Искренне извиниться если нанесена обида и признать ошибку.
Чувствительные дети обидчивы и плаксивы, такому малышу требуется больше внимания и поддержки родителей, это поможет ему стать увереннее в себе.
Многие из детей долго приспосабливаются к коллективу, и причиной может стать не только характер. Испытанный стресс от развода родителей, смена места жительства и другие эмоциональные встряски могут повлиять на процесс адаптации.
Как помочь ребёнку стать более контактным?
Основное условие для того чтобы у родителей и ребёнка сложились доверительные отношения — доверие со стороны малыша и желание взрослых участвовать в его жизни. Важно понять и правильно организовать его общение, интересоваться как прошел день, какие события кажутся для него важными, и что его порадовало. Без излишней настойчивости попробуйте дать совет в той или иной ситуации, поддержите его в сложных для него моментах.