Дети на первом году жизни должны овладевать определенными навыками за счет одновременного развития как костно-мышечной системы, так и психомоторного развития. Каждый из навыков, начиная с поднятия и удержания головки и заканчивая самостоятельным хождением, должен формироваться в определенный временной промежуток. Если сроки овладения навыками сильно отстают, это может указывать на наличие серьезных патологий, как в плане соматического здоровья, так и развития нервной системы и определенных зон головного мозга. Однако дать адекватную оценку скорости развития ребёнка могут исключительно детские врачи.
Порой родители сильно усердствуют в обучении вполне здорового ребёнка новым умениям, форсируют его присаживание, постановку на ножки в тот период времени, когда кроха физически к этому еще не готов. Как же правильно вести себя родителям, чтобы не навредить своими действиями и не торопить кроху? Как правильно помогать малышу в обучении новым умениям? Приведем полезные советы на портале MedAboutMe.
Врачебные замечания относительно привычки сравнивать своего ребёнка с другими
Врачи нередко сталкиваются с тем фактом, что в темпах развития своих детей родители зачастую ориентируются не на индивидуальные особенности, а сравнивают своего малыша с детьми аналогичного возраста (у соседей, друзей, родных, проводят аналогии со старшими детьми). Это неправильный подход к оценке психомоторного развития, приводящий порой к неправильным действиям.
Естественно, когда родители слышат о том, что «наша дочка в пять месяцев сидела сама», или «внучок головку держит с рождения», «наш племянник уже в 9 месяцев делает первые шаги», в то время как собственный малыш ничего этого не умеет, — невольно приходят мысли о том, правильно ли все делается в плане развития, может, стоит помогать малышу, чтобы он был «как все». И в этот момент врачи призывают родителей остановиться и проявить здравый смысл!
- Во-первых, далеко не все родители склонны говорить правду, в силу своих внутренних причин они склонны преувеличивать успехи малышей. Вы же, послушав такие рассказы и поверив им, можете чрезмерно «подстегивать» события в развитии своего крохи.
- Во-вторых, сравнивать развитие детей позволительно только врачам, имеющим опыт в наблюдении за детьми как нормальными, так и имеющими существенные отклонения в развитии. Не имея специального образования, нельзя сделать выводы о том, нормально ли идет развитие навыков или малыш отстает, иногда патологию родители принимают за нормы и наоборот. Если возникают сомнения — задайте все вопросы врачу (педиатру или неврологу).
- В-третьих, дети изначально имеют разный базовый уровень, кто-то рожден недоношенным (незрелым, с патологиями) и он физически не сможет идти по развитию вровень со здоровыми и доношенными детьми. Занятия и помощь в развитии навыков важны для любого малыша, но в этом вопрос — главное не перестараться. Даже у близнецов есть индивидуальные особенности в развитии, что же говорить о совершенно разных детях из разных семей?
Советы по подготовке в освоении навыков
Примерно к возрасту пяти месяцев, дети становятся активными и подвижными, происходит расширение их пространства из рамок коляски, кроватки до пространства комнаты. Детям становятся интересны предметы, они пробуют их на вкус, кусают, мнут, швыряют, и они к ним тянутся, что активно используется для обучения их новым умениям.
Происходит изучение окружающего мира и предметов, и важно обеспечить безопасность этого процесса. За счет того, что дети тянутся к предметам, они учатся переворачиваться и двигаются, что нередко приводит к опасным падениям и травмам (с кроватей или диванов). Важно помнить об этом и «подстелить соломки». У детей тело устроено непропорционально и падения у них обычно происходит самой тяжелой частью тела — головкой вниз. Опасной высотой для них будет высота собственного роста или более.
Важный совет — переместите жизнь малыша в область пола — здесь для него много пространства и нет риска падений и травм.
Сегодня в продаже есть специальные заборчики-ограждения, которыми можно оградить на полу комнаты пространство для крохи. Если же нет возможности для подобного приобретения, могут помочь перевернутые стулья, мягкая мебель и элементы интерьера без острых углов и поверхностей. На пол желательно постелить ковер или старое одеяло. Во многих домах сейчас имеется система теплых полов, тогда достаточно только частой уборки. Такое пространство дает место для маневров во всех направлениях.
Еще один важный совет: уберите подальше все опасные предметы — провода, стеклянные вазы, заглушите розетки. Для стимуляции навыков движения в поле зрения ребёнка понадобятся яркие и крупные игрушки, они должны быть из пластика или резины, имеющие пищащие иди музыкальные механизмы. Они привлекают внимание крохи и стимулируют его интерес.
Организация пространства для движения на полу
Чтобы малыш начинал ползать и садиться в безопасных условиях, нужно соблюдение некоторых правил и условий. Если пол не застелен коврами или пледами, его нужно тщательно вымыть. Сами полы должны быть теплыми, без наличия сквозняков, на них не должно быть трещин, заноз или промежутков, куда могут влезть детские пальчики. Для освоения новых навыков идеальные полы — это деревянные, с плотно пригнанными досками, паркетные. Ковролиновые полы могут быть опасны для аллергиков, они собирают пыль, а ламинат и линолеум могут скользить. Полы для ползунков моют с мылом (детским порошком) или специальным средством для мытья, затем промывают чистой водой и вытирают насухо. Ковровые покрытия и ковролин должны плотно прилегать к полу и не задираться — в противном случае они могут быть травмоопасны.
Совет от врачей и опытных родителей!
Ребёнок научится ползать достаточно быстро, и как только вы приступите к его обучению этому новому навыку, вам стоит сделать одну необычную вещь. Встаньте на четвереньки и проползите по всей комнате, где будет обитать малыш, и оцените из этой плоскости пространство на безопасность. Все опасные предметы, которые будут в зоне вашей руки, может достать и малыш — уберите их. Это свисающие или лежащие на полу провода, зарядки от телефонов, висящие шторы или скатерти, цветочные горшки, приборы отопления. Если предметы декора или мебель стоят неустойчиво, их нужно закрепить — это основа безопасности. На острые углы мебели стоит приобрести специальные мягкие накладки (из пластика, резины или силикона), ящички шкафов, которые ребёнок может открыть, можно закрыть специальными фиксаторами или канцелярскими резинками. Те шкафы, что редко используются, можно заклеить прозрачным скотчем.
Только теперь ваша комната готова для новых свершений и освоения навыков.
Когда заниматься с малышом?
Если вы подготовились к освоению новых навыков, важно несколько полезных советов в отношении времени и длительности занятий. Прежде всего, все тренировки должны проходить только в хорошем настроении и в форме игры, развлечения с родителями (или старшими детьми). Если малыш закапризничал, зевает или прибаливает, стоит отложить ваши занятия на другое время. Дети быстро утомляются и на освоение новых навыков уходит в среднем не более 10-15 минут несколько раз в день, тогда занятия будут в удовольствие. После кормления должно пройти не менее 30-45 минут, ребёнок не должен хотеть спать.
Обычно тренировки проводят в первой половине дня, после ночного сна и кормления, гигиенических процедур. Можно совместить приятное с полезным, одновременно с занятиями принимая еще и воздушные ванны. Малыша можно учить ползанию полностью голенького или в подгузнике.
Не ждите от малыша сразу же феноменальных успехов, освоение навыков происходит постепенно. Не форсируйте событии, при первых признаках утомления или недовольства прекратите ваши действия, чтобы не закреплять негативный условный рефлекс и не создать обратной реакции (торможения в освоении навыка). За каждый удачный этап эмоционально хвалите малыша, подбадривайте, целуйте и обнимайте, так вы закрепляете позитивную установку на новые успехи!