Уже не за горами летние каникулы, но в школе, как и в спорте, последние метры до финиша — самые трудные. Как помочь ребёнку успешно закончить учебный год без ущерба для здоровья?
Физкультура для улучшения физических данных ребёнка и эмоционального состояния
Как правило, к концу учебного года усидчивость, а следовательно, и успеваемость некоторых детей заметно снижаются. По мнению родителей, виноваты в этом теплые деньки, желание погулять и другие отвлекающие моменты. Поэтому им иногда приходится заставлять ребёнка «взяться за ум». А его жалобы об усталости воспринимаются как простые отговорки. Однако присмотревшись повнимательнее, можно увидеть, что весной нагрузки действительно увеличиваются. На это время обычно приходится целая череда контрольных и пересдач. Со всем этим нужно как-то справляться, а сил к концу учебного года у ребёнка действительно остается не так уж и много.
Высокие нагрузки оказывают негативное влияние на физическое и психическое развитие ребёнка. Чем выше уровень нагрузки, тем более рассеянным он становится. Дело в том, что мозг человека не сразу адаптируется к большим информационным потокам. И если нет возможности снизить темп обучения, необходимо помочь школьнику с освоением компенсаторных механизмов.
Совсем недавно группа ученых Римского университета, возглавляемая Марией Галлоттой, опубликовала результаты исследований, посвященных воздействию физической нагрузки на функции лобных долей головного мозга у подростков. Выводы однозначны — занятия спортом улучшают не только физические данные ребёнка, а и концентрацию его внимания.
По этой причине нужно больше двигаться. К сожалению, современные школьники с большим удовольствием проводят свободное время у компьютера, и отправить их на свежий воздух не так просто. Поэтому иногда единственным выходом становятся вечерние прогулки всей семьей. К примеру, после ужина. Таким образом ребёнок будет просто вынужден пару часов провести на свежем воздухе. А игры с собакой — неплохой вариант физической активности.
Профилактика гастрита у школьников
Медики утверждают, что главной причиной развития гастрита у школьников является не неправильное питание, как было принято считать раньше, а нарушение деятельности поджелудочной железы. Именно этот орган отвечает за кровоснабжение слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки. Причиной сбоя в деятельности поджелудочной железы нередко становятся высокие психоэмоциональные перегрузки, физическое и нервное переутомление. Поэтому для профилактики болезней желудочно-кишечного тракта нужно организовать ребёнку не только правильный режим питания, но и здоровый полноценный сон.
Физическое развитие ребёнка: весенние боли в спине
По наблюдениям специалистов, именно весной наблюдаются проблемы в физическом развитии ребёнка, а именно обострение так называемого «осаночного синдрома». Ребёнок жалуется на боли в спине, руках и ногах, шее. А у некоторых отмечается и ухудшение зрения. Все это может быть следствием нарушения осанки.
Позвоночнику, испытывающему повышенные нагрузки с самой осени, весной становится еще труднее выдерживать увеличивающееся напряжение. А виноваты в этом неправильная поза во время занятий и ношение тяжестей (портфель современного школьника довольно тяжелый).
И это еще не все. Дело в том, что в организме человека постоянно должен поддерживаться баланс окислительных и антиокислительных процессов. А неправильная осанка может привести к его нарушению. В результате продукты окисления, то есть свободные радикалы, накапливаются в организме, провоцируя оксидативный стресс. Для его нейтрализации в организме запускается интенсивный антиокислительный процесс. В результате этой борьбы у школьника и появляется усталость.
Если ребёнок жалуется на боль в спине или шее, в первую очередь нужно обратить внимание на то, как он спит. Матрац на постели должен быть умеренно жестким, а подушка — плоской. Кроме того, учитывая физические данные ребёнка, нужно следить за равномерным распределением нагрузки. Школьник не должен носить рюкзак на одном плече, следует чередовать правое и левое. Кроме того, для детей 6—8 классов он не должен весить более трех с половиной килограммов.
Для профилактики болей в спине необходимо правильно организовать рабочее место школьника. Начнем со стула. Ребёнок должен сидеть на нем ровно, ноги согнуты в коленях, стопы на полу. Кстати, ортопеды не советуют использовать популярные в наше время крутящиеся кресла с откидными спинками, потому как они не дают спине достаточной опоры и могут привести к деформации позвоночника.
Ну и, конечно, улучшить физическое развитие ребёнка и снять мышечную боль помогут упражнения для укрепления мышц спины. Самое простое называется «лодочка» — в позиции лежа на животе одновременно поднимать руки и ноги, стараясь продержаться в таком положении как можно дольше. Как правило, боли должны пройти быстро. Если этого не произойдет, необходимо обратиться к врачу.
Как справиться с головной болью у ребёнка?
Некоторые ученики средних и старших классов время от времени жалуются на головные боли. Основной причиной их возникновения считают нервно-психические перегрузки. Есть даже такой термин — головные боли напряжения, характеризующиеся болевыми ощущениями в теменной и височной областях, появляющиеся на фоне стресса (зачет или контрольная работа). Как правило, приступы головной боли случаются на занятиях или вечером, в то время как в выходной и на каникулах дети чувствуют себя нормально.
В этом случае следует помочь ребёнку купировать напряжение. Помогут в этом расслабляющие ванны с морской солью, хвойным экстрактом или лавандой, а также отвары зверобоя или мелиссы, которые обладают легким седативным эффектом. Разумеется, перед тем, как заваривать травки, необходимо посоветоваться с врачом, который, учитывая данные ребёнка, подберет необходимые средства.
Главный документ, который должны изучить родители, взволнованные повышенной школьной нагрузкой, это Санитарные нормы и правила, разработанные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НЦЗД» Минздрава РФ. К примеру, там написано, что у ученика пятого класса может быть не более 29 уроков в неделю (при пяти днях занятий в неделю), а у шестого класса — максимум 30. И никакие уверения педагога в том, что детям необходимы «дополнительные занятия», не являются основанием для увеличения количества учебных часов.
На домашнее задание пятикласснику отводится около двух с половиной часов. Кроме того, ребёнок должен гулять не менее двух часов в день и спать не менее десяти часов в сутки.