Не всегда беременность протекает гладко и без каких-либо проблем. Иногда у женщины возникают инфекционные болезни, которые требуют лечения антибиотиками. Врачи традиционно применяют пенициллиновые группы и макролидные, так как они считаются самыми безопасными. Но последние исследования утверждают обратное — например, средства, содержащие амоксициллин при беременности 2 триместра или 3-го, могут определенным образом влиять на ребёнка. Поэтому специалисты считают, что нужно относиться к применению и выбору антимикробных препаратов очень взвешенно.
Препараты, содержащие амоксициллин при беременности 2 триместр
Новое исследование, опубликованное в журнале BMJ в феврале 2020 года, сообщает, что потребление макролидных или пенициллиновых антибиотиков, например, лекарств, содержащих амоксициллин при беременности 2 триместра или ранее этого срока, может быть связано с несколькими неблагоприятными последствиями для здоровья у детей. К ним относятся серьезные пороки развития, церебральный паралич, синдром дефицита внимания и гиперактивности, а также расстройства аутистического спектра.
Макролиды давно используются в качестве альтернативы антибиотиков группы пенициллина у женщин с чувствительностью к последним. Однако в 2005 году крупное исследование показало, что при употреблении эритромицина в первые три месяца беременности возрастала частота развития пороков сердца. Кроме того, в Великобритании также были выпущены предупреждения о применении препаратов с содержанием азитромицина и кларитромицина.
Применение антибиотиков в ранние сроки
Ученые оценили влияние антимикробных препаратов, считавшихся относительно безопасными для будущих матерей, проведя ретроспективное исследование с изучением медицинских карт более чем 100 000 детей. Малыши родились в период с 1990 по 2016 год от матерей, которым в разные сроки беременности, начиная от четвертой недели беременности до родов, назначали макролидные антибиотики в терапевтических дозах. Специалисты сравнивали их влияние с пенициллиновой группой, например, лекарствами, содержащими амоксициллин, при беременности 3 триместра, а также первого и второго. Женщинам назначался только один макролид (эритромицин, кларитромицин или азитромицин) или один пенициллин. Одно или несколько последовательных назначений одного и того же антибиотика в сроки до 30 дней между назначениями учитывались как один эпизод.
Кроме того, оценивалось влияние приема антибиотиков незадолго до наступления беременности по сравнению с контрольной группой, где будущие мамы, вынашивая малышей, совсем не принимали антимикробных препаратов.
Оценка влияния лекарств
Исследователи искали доказательства возникновения любых серьезных пороков развития, как общих, так и специфических для каждой системы, после назначения любого из этих категорий препаратов в каждом триместре. В первом триместре анализ проводился в сроки от 4 до 13 недель беременности, когда влияние лекарств может быть наиболее критичным. Это период, когда формируется большинство основных органов, тканей, и риски серьезных последствий особенно высоки.
Второй и третий триместры — это срок от 14 недель до рождения. В это время риски наиболее тяжелых пороков снижаются, но возможны функциональные отклонения в работе органов, задержки в развитии.
Риски врожденных дефектов измерялись при назначении этих антибиотиков в любой момент беременности. Исследователи, прежде всего, измерили риск четырех расстройств неврологического характера: церебральный паралич, эпилепсия, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и расстройства аутистического спектра.
Риски макролидов, препаратов с амоксициллином при беременности 3 триместр
Из всех пациентов, принявших участие в исследовании, почти треть детей родилась от матерей, которые был хотя бы однажды принимали антибиотики во время беременности. Из этих препаратов пенициллиновая группа, включая амоксициллин при беременности 3 триместр, составляет около 70%, а прием макролидов — около 10%.
Пороки развития выявлены у 190 из 8600 детей, что составляет около 21,55 на 1000 детей, чьи матери принимали назначенные макролиды. У 1700 детей из 100 000, то есть 13,7 на 1000 новорожденных, имелись пороки, если во время беременности назначались пенициллиновые препараты. Назначение макролидов в первые 13 недель беременности на 55% повышало риски развития врожденных пороков развития по сравнению с назначением пенициллинов.
В частности, лекарства с эритромицином в первом триместре связаны с увеличением достаточно серьезных пороков развития на 50%. Из всей этой группы пороки развития сердца и кровеносных сосудов встречались чаще на 62% в группе макролидов по сравнению с группой пенициллина, особенно при назначении этих препаратов в первом триместре.
Если макролиды назначались в любом триместре, пороки развития гениталий увеличивались на 58%, главным образом проявляясь у мальчиков в форме гипоспадии. Это подтверждает теорию, что дефекты половых путей возникают позже по сравнению с остальными частями тела.
Не было выявлено заметной связи между назначением макролидов и нарушениями развития нервной системы, хотя ранее ученые связывали эти два факта между собой. Это может быть потому, что есть много разных причин нарушений развития нервной системы. Генетические факторы являются провокаторами до 70% случаев возникновения эпилепсии, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, а также расстройств аутистического спектра.
Какими могут быть последствия приема?
Назначение макролидного антибиотика во время беременности, особенно в первом триместре, было связано с повышенным риском серьезных врожденных дефектов, в частности, пороков сердечно-сосудистой системы, по сравнению с пенициллиновыми антибиотиками. В любом сроке беременности назначение макролидов было связано с более высоким риском генитальных дефектов.
Механизм развития сердечно-сосудистых дефектов, связанных с приемом этих препаратов, — влияние на сердечный ритм и проводящую систему, что, как известно, провоцирует более высокий риск сердечно-сосудистых событий и внезапной гибели уже во взрослом возрасте. Эксперименты показали, что зародыши, подвергшиеся воздействию лекарств, вызывающих аритмию, могут страдать от гипоксии, что может объяснить возникновение врожденных дефектов.
Важно оценить, что это исследование включало достаточно большое число детей, матерям которых назначали макролиды или пенициллины для борьбы с инфекцией и исключения ее влияния на развитие ребёнка. Обе группы препаратов рассматриваются как идентичные по показаниям и влиянию на патогенные микробы. Эксперты оценивали только один эпизод лечения одним препаратом, поскольку тяжелая или рецидивирующая инфекция сама по себе может быть фактором риска пороков развития.
В итоге выяснено, что макролиды следует использовать во время беременности с осторожностью, и, если возможно, следует назначать альтернативные препараты, которые более безопасны.