Приучаем ребенка к личной гигиене

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Хорошие и полезные привычки закладываются в раннем детстве. К ним относятся и ежедневные действия по соблюдению личной гигиены. Они важны не только для укрепления здоровья и защиты от инфекционных заболеваний, но и для внешнего вида человека. Правильно воспитанный ребёнок вырастает аккуратным, чистоплотным человеком, с которым другим людям приятно находиться в одном помещении, сидеть за обеденным столом, да и просто разговаривать.

Консервативное лечение варикозного расширения вен

Сегодня существует множество методов лечения варикозного расширения вен. Особенно часто к ним прибегают женщины, так как это и косметический дефект, и серьезное страдание.

Какие правила личной гигиены должен знать ребёнок

Какие правила личной гигиены должен знать ребёнок

Малыш с детства должен быть приучен к определенным действиям, которые должны стать обязательными, автоматическими, не вызывающими вопросов и сомнений. К ним относятся:

  • Мыть руки по утрам, перед едой и после еды, после посещения туалета, после прихода с прогулки и вообще по мере загрязнения.
  • Ребёнок должен уметь следить за чистотой и длиной ногтей, регулярно подстригать их.
  • Принимать душ или ванну ежедневно перед сном и после активных игр.
  • Мыть волосы несколько раз в неделю.
  • Два раза в день чистить зубы.

Кроме этого ребёнок должен обращать внимание на состояние одежды и обуви, уметь пользоваться носовым платком, личным полотенцем и расческой.

С какого возраста нужно детей к гигиене

Дети начинают различать окружающие их предметы с 3-4 месяцев. Это возраст первых впечатлений от звуков, красок, запахов. Регулярное вечернее купание ребёнок начнет превращать в игру, шлепать ладошками по воде, трогать мочалку, мыльную пену.

Водные процедуры должны доставлять удовольствие, закрепляться в сознании крохи как приятное и позитивное действие. Малыши еще не способны понять смысл этого мероприятия, но постоянно повторяющиеся действия станут ритуалом, пока это только утреннее умывание, вечернее купание и мытье рук перед едой.

С появлением первого зуба можно начинать приучение к чистке зубов. Для начала это будет мягкая насадка на палец, а позже — детская щетка. Когда вылезают первые молочные зубки, мама сама одевает насадку себе на палец и каждый день чистит малышу зубки.

В годовалом возрасте ребёнок с удовольствием копирует поведение взрослых и это надо использовать для обучения новым навыкам. Привыкнув к ежедневному мытью рук и лица, малыш может попробовать обходиться своими силами. Наблюдая за действиями мамы, он начнет набирать воду в ладошки, подносить ее к лицу, вытирать ручки полотенцем. В этом возрасте очень важен личный пример родителей. Можно все действия сопровождать пояснениями, почему они необходимы.

К шестилетнему возрасту ребёнок должен освоить основные гигиенические процедуры и выполнять их без напоминаний, не капризничая и не споря.

Как привить малышу необходимые навыки

Как привить малышу необходимые навыки

Дети отличаются друг от друга характером, сообразительностью и многими другими качествами. Поэтому воспитание у детей правильных привычек происходит с разной скоростью. В любом случае родители должны придерживаться основных, рекомендованных детскими психологами и врачами, правил.

  • Самым важным моментом для быстрого привыкания к гигиеническим действиям является строгий режим и обязательность процедур. Ребёнку надо много раз и подробно показывать каждое действие, объясняя его смысл.
  • Второй важный момент — это личный пример родителей. Иначе у детей появятся сомнения в необходимости личной гигиены.
  • Начинать формировать новые навыки надо в легкой, игровой форме. Для малыша мытье рук не должно выглядеть прихотью взрослых, вызывающей внутреннее сопротивление, или неприятной обязанностью. Уход за собой должен быть комфортным и необременительным.
  • Для мытья рук лучше купить жидкое мыло с дозатором: малыши любят нажимать на кнопочки. К тому же, обычное мыло может выскользнуть из слабых ручек.

Вода должна быть приятно теплая, льющаяся из крана с несильным напором. Чтобы ребёнку было интереснее, можно разрешить ему открывать кран, брызгаться, дуть на мыльные пузыри.

Купаться можно с игрушками, плавающими по воде. Можно набирать воду в пластмассовые стаканчики и выливать на себя. Родителям придется примириться с залитым полом и забрызганными стенами. Зато ребёнок будет с удовольствием принимать ванну, это не вызовет капризов и слез.

Пока малыш не научится чистить зубы самостоятельно, можно давать ему зубную щетку в руки и разрешать ее держать во время чистки. Оставлять малыша одного нельзя — дети любят дегустировать вкусно пахнущую зубную пасту. Это вредно для пищеварительной системы малыша.

Зубная щетка должна быть мягкой, с толстой удобной ручкой. Не нужно разрешать малышу играть с зубной щеткой, это предмет личной гигиены.

Ребёнку надо каждый день менять белье, а мальчикам и носки. По мере взросления родители должны мягко обращать внимание малыша на его одежду. Дети должны уметь аккуратно складывать вещи, не бросать на пол, а класть на стульчик или в шкаф.

Основные ошибки родителей

Не следует пугать ребёнка вирусами, бактериями и кариесом. Рассказывать о том, что если он не будет мыть руки, то обязательно заболеет. Малыш не поймет, о чем идет речь, и не испугается. Полезнее использовать другие способы мотивации, заинтересовать кроху игрушками, рассказать, какой он будет красивый и чистый, когда умоется.

Нельзя применять насилие, оно вызовет противоположный результат. Тогда ребёнок совсем откажется выполнять любые правила гигиены.

Маме нужно проявлять терпение, не раздражаться из-за медлительности и неловкости ребёнка. Иначе гигиенические процедуры будут ассоциироваться с неуверенностью в маминой любви, с негативными эмоциями.

Эти рекомендации кажутся простыми и естественными для взрослых, аккуратных людей. Однако для детей они новые и непонятные, поэтому процесс выработки гигиенических правил не всегда идет гладко.

Хорошим помощником могут стать детские стихи и сказки, где этому вопросу уделяется должное внимание. Есть хорошие сказки К.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», которые можно читать в течение дня и объяснять детям, насколько важно умываться и мыть руки. Какие могут быть последствия, если этого не делать. В этих сказках особенно много мотивирующих ситуаций для того, чтобы малыш подружился с водой и мылом.

Умывание и купание можно сопровождать также небольшими стихами и песенками на тему мытья, здоровья и чистоты.

Если систематически рассказывать и показывать малышу все гигиенические процедуры, сохраняя при этом положительный настрой, не настаивая, когда он отказывается что-то делать, то малыш научится всему сам. Постепенно все навыки войдут в привычку, ребёнок незаметно для себя будет выполнять все правила гигиены на радость маме и папе.

Он-Клиник
6 филиалов
Вызов детского врача на дом
4950 руб.
Консультация врача-педиатра
2450 руб.
Справка 026/у (дошкольная)
11950 руб.
Справка 026/у (школьная)
14950 руб.
Справка 086/у
12880 руб.
Медси
63 филиала
Вызов педиатра на дом
3900 руб.
Консультация врача-педиатра
5400 руб.
Справка 026-У (дошкольная)
19900 руб.
Справка 026-У (школьная)
39900 руб.
Справка 086-У
17900 руб.

Читайте также

Как и когда приучать ребенка к личной гигиене
Не все родители знают, как правильно приучить ребенка к личной гигиене. В этом вопросе главное терпение и постепенность.
Детская гигиена: как привить малышу гигиенические навыки?
Все родители хотят, чтобы их малыш вырос культурным и аккуратным. Воспитывать эти качества необходимо последовательно, и с самого раннего возраста.
Как исправить плохое поведение ребенка?
Ребенок плохо себя ведет — что делать родителям?
Школа: что делать, чтоб ребенок не болел
Заканчивается беззаботная пора каникул, наступает время школьных буден, а теплые летние деньки сменяются прохладной и дождливой осенней погодой.
Как приучить ребенка к аккуратности?
Как воспитать в ребенке чистюлю?
За что нельзя ругать ребенка?
Поступки ребенка, в которых он не виноват.
Опубликовано 31.08.2018 10:46, обновлено 17.04.2020 18:27
Рейтинг статьи:
4,3

Использованные источники

Гигиеническое обучение и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений / Мирская Н.Б. // Гигиена и санитария 2009 №3
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Лекарства для химиотерапии: механизм лечения болезни

При выявлении онкологического заболевания в комплексе лечения нередко используют химиотерапию, что это?

Химиотерапия: что это такое?

Химиотерапия применяется для борьбы со злокачественными опухолями, расположенными в разных частях тела. Что же при этом происходит?

Топ-10 ранних симптомов рака

Большинство видов рака на ранних стадиях уже проявляют себя. Но эти симптомы часто схожи с проявлениями других болезней. Когда надо обратиться к врачу?

Как укрепить иммунитет ребенка: полезные продукты питания

В детском возрасте иммунная система особенно уязвима. Чтобы укрепить детский иммунитет, нужно прежде всего наладить правильное питание.

Консервативное лечение варикозного расширения вен

Сегодня существует множество методов лечения варикозного расширения вен. Особенно часто к ним прибегают женщины, так как это и косметический дефект, и серьезное страдание.

Цистит: из-за чего возникает и как его лечить

Цистит – воспалительный процесс, локализующийся в мочевом пузыре. Соблюдение мер профилактики поможет избежать развития заболевания.

Как усилить выработку желчи: продукты, напитки, приёмы

Эффективные и безопасные методы усиления выработки желчи в желчном пузыре. Как запустить образование желчи, чтобы кишечник хорошо работал.

Детокс в межсезонье: почему вам нужна осенняя программа детоксикации и где её проходить?

Осенняя перезагрузка: как детокс-программа поможет укрепить иммунитет перед холодами

Невирусный гепатит: как защитить печень

Мы привыкли относить гепатит к вирусным заболеваниям. Однако воспаление печени может быть вызвано вовсе не инфекцией

Продукты, которые любит печень

Испытывая проблемы со здоровьем, мы обычно горестно сетуем на сумасшедший ритм жизни, при этом, как правило, совершенно не задумываясь о том, что большинство малоприятно складывающихся обстоятельств - прямое следствие нашего отношения к себе и образу своего бытия.