Есть люди, которые практически не уделяют время уборке, их не заботит чистота вокруг. Часто это представители творческих профессий: художники, писатели, скульпторы. К ним в любой момент может прийти муза, отставив все бытовые вопросы на задний план. Но большинство мужчин и женщин с большей внимательностью подходят к вопросу обустройства своего жилья, созданию уюта и красоты, к этому они приучают и своих детей. Чтобы ребёнок выполнял домашние поручения, родители прибегают к различным методам: уговорам, подкупу, шантажу, ультиматумам. Если между членами семьи уважительные отношения, такой проблемы не возникает: каждый делает то, что должен из любви к ближним.
Стоит ли родителям приучать ребёнка к домашней работе?
Вопросы распределения домашних обязанностей решаются в каждой семье по-своему. Некоторые супруги живут по патриархальному укладу, когда главный добытчик в семье — мужчина, он зарабатывает деньги и не особо занимается решением вопросов, связанных с ведением хозяйства. Женщина при этом играет роль хранительницы очага, готовит, убирает, ухаживает за детьми, домашними животными и пожилыми родителями, распределяет бюджет. В таких семьях гендерное разделение занятий распространяется и на детей: девочки помогают мамам, учатся рукоделию и готовке, мальчики не утруждаются делать что-то по дому, видя свою задачу в другом — учебе, спорте, подражании отцу.
Жители деревень, те, у кого большое хозяйство, знают, что только коллективный труд обеспечивает благополучие семьи. У каждого ее члена есть свои обязанности по уходу за скотиной, огороду, ремонту дома, готовке и уборке. Сегодня все больше людей перебирается в город, и дети не знают такого тяжелого труда, как их предки 70 лет назад.
Современная модель семьи имеет более демократичный уклад: молодые люди предпочитают вступать в брак, не теряя при этом независимости и придерживаясь равенства во всех вопросах. Женщина делает карьеру, мужчина не считает зазорным вымыть пол или приготовить ужин. Став родителями, они предпочитают заказать чистку диванов, окон и ковров в специальной службе, взять еду на вынос, сдать вещи в прачечную, но уделить время отдыху и семье. Ребёнок приучается к такому же отношению к домашним делам.
Несмотря на разные привычки ведения хозяйства, прививать ребёнку правила гигиены, опрятность и аккуратное отношение к вещам старается большинство родителей. Такие навыки формируются с ранних лет, когда малыш складывает свои вещи на стуле, протирает и убирает в шкаф обувь, относит грязные вещи в стирку и старается не испачкать едой новую одежду, не сломать и не потерять любимые игрушки.
Дети могут не уметь готовить или выводить жирные пятна, но сделать себе бутерброд или постирать нижнее белье — навыки, которые пригодятся, когда рядом не окажется мамы с папой. По мере взросления ребёнок отрывается от родителей, будучи не приспособленным к самостоятельной жизни, несобранным и беспомощным, он столкнется с массой трудностей. Лучше если к пубертатному периоду он умеет следить за собой, своим рабочим и спальным местом.
Как неумение вести хозяйство мешает в жизни?
Все домашние обязанности — это не просто отдельные навыки, это совокупность умений, позволяющих существовать в современном обществе. Несобранный, рассеянный человек разбрасывает вещи по всему дому, а потом долго ищет их перед выходом. Результат — опоздание. Неумение или отсутствие привычки готовить себе быстрый обед или ужин, вынуждает заказывать еду в кафе или ресторане, а это лишние траты. Такие же, как на мастера по ремонту, который повесит карниз, картину или подклеит обои. Умение делать что-то своими руками позволяет иначе распределять бюджет, выделяя больше денег на отдых, путешествия или секции для ребёнка.
Студенты, которые живут в общежитиях, ярко демонстрируют, удалось ли родителям привить им такие качества, как чистоплотность и организованность. Неряшливые соседи раздражают окружающих, живя в коллективе, важно уметь приспосабливаться и делить обязанности.
Период притирания, который происходит у молодых людей, начавших жить вместе, часто связан с бытовыми конфликтами. Они возникают на почве распределения домашней работы, неаккуратности одного из партнеров, излишней педантичности другого. Дети, жившие в больших семьях, зачастую лучше приспосабливаются к совместному быту с любимым человеком, не удивляются чужим привычкам и умеют найти компромисс.
Что должно быть в приоритете у ребёнка: уроки или уборка?
Главная задача ребёнка — развиваться и расти на радость себе и родителям. Уроки, секции, общение со сверстниками — это то, что занимает большую часть дня любого школьника. Нагружать современных детей еще и домашними обязанностями бывает физически не возможно: в сутках не хватает для этого часов.
В ситуации, когда дети заняты учебой и внешкольными кружками, отец семейства с утра до вечера пропадает на работе, работающей маме не стоит взваливать на себя все обязанности. Каждый из членов семьи в состоянии самостоятельно убирать за собой вещи в шкаф, складывать и включать стиральную машинку, а по выходным вытирать пыль или пылесосить. Несмотря на загруженность все члены семьи могут делать небольшой вклад в ведение хозяйства.
Часто родители стараются подавлять в себе излишний перфекционизм, чтобы не пытаться поддерживать дома идеальный порядок и не винить в беспорядке детей. Генеральная уборка не должна становится важнее субботнего похода с семьей в кино. Чтобы не доводить жилище до состояния, когда нужно потратить весь день на приборку, можно ежедневно делать какую-то мелочь: подметать, протирать пыль, наводить порядок в шкафу.
Можно ли привить человеку привычку класть все на свои места
Изменить взрослого человека и его привычки практически невозможно. Особенно, если он сам к этому не стремится. Прививать правильный подход к жизни и домашним делам проще с детства. Можно в игровой форме организовывать уборку игрушек, вещей, называя шкафы и комоды домиками и укладывая туда одежду для сна на ночь. Сказки и мультфильмы помогают закрепить бережное отношение к вещам, развивают любовь к чистоте и порядку. Известный не одному поколению детей Мойдодыр доходчиво объясняет, как убегают книжки, штаны и одеяла от неряшливых детей.
Ребёнок привыкает повторять одни и те же действия каждый день: умываться по утрам, застилать кровать, протирать пыль со стола и экрана компьютера, раскладывать игрушки и одежду по местам. Такие манипуляции становятся незаметной привычкой, которая пригодится в самостоятельной жизни. Чистота и порядок вокруг человека влияют на его внутренние ощущения, чувство гармонии и спокойствия.