Плохие манеры в поведении детей не всегда являются преднамеренными. Иногда дети не осознают, что невежливо перебивать, ковыряться в носу или громко обсуждать особенности незнакомцев. Им также может просто понадобиться напоминание об этикете или помощь в управлении своими импульсами.
Что делать занятому родителю? Сосредоточьтесь на обучении своего ребёнка этим 22 хорошим манерам — желательно до того, как ему исполнится 9 лет. Американская академия педиатрии утверждает, что также важно демонстрировать хорошее поведение ребёнку, который учится, наблюдая за всеми вокруг.
Прививаем детям хорошие манеры
При обучении хорошим манерам давайте чёткие объяснения, используя язык, соответствующий возрасту, и постоянно напоминайте о правилах. Не забывайте о манерах и в повседневной жизни!
Правила этикета не всегда приходят к детям, да и ко взрослым инстинктивно. Прививая эти хорошие манеры, вы получите вежливого ребёнка, которого будут запоминать по правильному поведению в обществе и ставить в пример.
Хорошие манеры, которые должны усвоить все дети
- Говорить «Пожалуйста»
Научите ребёнка, что вежливо говорить «пожалуйста», когда его о чём-то просят. Вы можете моделировать такое хорошее поведение, говоря «пожалуйста», когда обращаетесь к нему с просьбой. Например: «Пожалуйста, собери свои игрушки, прежде чем включать телевизор».
- Говорить «Спасибо»
Точно так же, получая что-то — будь то физическое или нематериальное, например, помощь или комплимент —дети должны выразить благодарность, сказав «спасибо». Опять же, пример в усвоении хороших манер играет большую роль. Когда ребёнок соберет свои игрушки, с энтузиазмом поблагодарите его за то, что он вам помог.
- Ждать своей очереди и не перебивать других
Научиться вести беседу по очереди, не прерываясь, может быть сложно для маленьких детей. Развивайте этот навык, объясняя, почему важно действовать по очереди: это позволяет каждому быть услышанным.
Кроме того, дети должны понимать, что иногда можно перебивать взрослых, например, в случае чрезвычайной ситуации. В противном случае им следует дождаться паузы в разговоре, прежде чем вмешаться.
- Извиняться
Иногда ребёнку придется вас перебивать. Например, у него может случиться чрезвычайная ситуация в туалете, или их брат или сестра упали и поранились. В этих случаях фраза «извините» — самый вежливый способ вступить в разговор.
- Спросить разрешения
Научите ребёнка спрашивать разрешения, когда у него есть какие-либо сомнения относительно того, что делать. У вас также могут быть правила в отношении ситуаций, требующих разрешения, например, когда вы открываете дверь в детскую к школьнику или хотите сменить тему беседы.
- Не делать замечаний по поводу внешнего вида
Дети, как правило, мастера высказывать неуместные комментарии и замечания. Они не пытаются быть злыми, спрашивая, почему тётя такая толстая; у них просто не развиты социальные навыки, позволяющие избегать выпаливания того, что у них на уме. Чтобы избежать неприятных моментов, используйте фундаментальное правило: не обсуждать физические характеристики других людей.
- Ответ на приветствие
Объясните ребёнку, как работают традиционные приветствия и что на них всегда надо отвечать, причём делать это кратко. Например, когда кто-то спрашивает у ребёнка, как дела, надо коротко ответить, а затем задать тот же вопрос.
- Благодарность
Научите ребёнка, когда следует выражать благодарность другим. Например, проведя время в гостях у друга, они должны поблагодарить его и родителей своих друзей за гостеприимство и, возможно, вкусный обед.
- Стучать в закрытые двери
Двери предназначены для обеспечения конфиденциальности, поэтому, если дверь закрыта, ребёнку следует постучать, прежде чем войти. Но недостаточно просто постучать и ворваться! Следующим шагом будет ожидание ответа и разрешение войти. Это правило для детей особенно пригодится супругам, так что учите ребёнка собственным примером.
- Представьтесь
Телефонный этикет также важен для детей. Научите их представляться при знакомстве и во время звонка — например, к вам на работу, а затем попросить поговорить с человеком, с которым они пытаются связаться. Смоделируйте такие ситуации: хотя в век мобильной связи это сложно представить, но детям всё же приходится звонить на общие телефоны — как и взрослым.
- Благодарить за подарки
Если ваш ребенок получает подарок, скажите ему, что важно быть благодарным и сказать «спасибо». Высший пилотаж — рассказать, чем нравится подарок. А ещё более высокий уровень, которое может понравиться детям младшего возраста, — это изготовление открыток с благодарностью, бумажных или электронных.
- Не использовать нецензурную лексику
Ваш ребёнок научился плохим словам? Не волнуйтесь; такое случается с лучшими из нас. Научите детей не использовать нецензурную лексику или невежливые фразы, подчищая свои собственные словари. После этого объясните, что все по-разному переносят ругательства, поэтому из уважения лучше не использовать их публично, а в идеале надо отказаться совсем.
- Не обзываться
Большинство детей могут вспомнить времена, когда обзывательства ранили их чувства. Вызывайте сочувствие, объясняя, как могут обидеть слова. Кроме того, помните: когда речь идёт о систематических обзывательствах, по данным исследования норвежских учёных из Regional Centre for Child and Youth Mental Health and Child Welfare, от такой ситуации страдают не только жертвы, но и обидчики, и даже невольные свидетели травли!
- Не дразнить
Как и грубые имена, поддразнивание также может привести к обиде. Правильный этикет предполагает, что ни над кем не следует смеяться ни по какой причине. Хотя поддразнивание может быть шуточным, у всех разный уровень чувствительности, и это может быть жестоким и глубоко ранить кого-то. Чтобы быть хорошим другом, любой ценой избегайте поддразнивания.
- Говорить «Прости меня»
Иногда мы сталкиваемся с людьми, обижаем их — намеренно или нет. Ничего страшного, если такое происходит, но ребёнок должен признать свою ошибку, сказав «простите меня». Опять же, лучший вариант — учить на своём примере.
- Не распространяйте микробы
Микробы могут распространяться через воздух или через прикосновение. Когда дети понимают, как соблюдать правила гигиены, они уменьшают свои шансы заболеть и заразить других — и это само по себе является хорошим тоном! Научите детей мыть руки после посещения туалета, прикрывать рот, когда они кашляют или чихают, и не ковыряться в носу.
- Придерживать дверь
Это вежливо — придерживать дверь для других людей. Мы надеемся, что всякий раз, когда ваш ребёнок войдет в дверь, он оглянется, чтобы посмотреть, не надо ли её придержать открытой для кого-то ещё.
- Предложение помощи
Дайте детям понять, что помогать людям — это вежливо, будь то родитель, учитель, соседка с сумкой или друг, занятый постройкой замка из песка. Когда ребёнок видит, что кому-то знакомому приходится нелегко, следует предложить свою помощь.
- Не ворчать и не жаловаться
Не всегда легко выполнять работу по дому, когда не хочется, даже взрослым. Но негатив может усугубить ситуацию, поэтому, даже если ваш ребёнок недоволен своими заданиями по дому, он должен стараться изо всех сил выполнять их, не ворча.
- Использовать столовые приборы правильно
Одним из важных правил поведения за столом для детей является правильное использование столовых приборов. Дети часто учатся этой манере посредством наблюдения, но иногда у них возникают проблемы с усвоением этих навыков, потому что они адаптировали свой собственный способ держать вилки и ложки, когда у них не была развита мелкая моторика.
Как учить хорошим манерам?
Быстрее усвоить эти 20 правил этикета ребёнку помогут советы из статьи «Как научить ребенка хорошим манерам: 9 простых советов» и подсказки экспертов.
В наши дни почти везде, куда ни глянь, наблюдается рост невежливости. Скандалы в социальных сетях, издевательства в классе, физические нападения на сотрудников аэропорта, водители, пришедшие в ярость на дороге, даже вспышки гнева в продуктовых магазинах были хорошо задокументированы.
Эксперты говорят, что такая вопиющая невежливость лишает как преступника, так и жертву чувства ценности и самоуважения, что приводит к усилению тревоги, депрессии и множеству других проблем с психическим здоровьем.
Хотя невежливость является сложной проблемой, она часто сводится к неуважительному отношению и поведению, на которое реагируют другие. Когда один человек грубо обращается с другим, другой часто отвечает тем же.
Но ногое из того, что происходит сегодня в мире, можно исправить, вернувшись к утерянному искусству манер и проявляя друг к другу больше доброты и понимания. Когда вы в последний раз злились на кого-то, кто относился к вам с уважением?
Наш мир переживает кризис цивилизованности, который могут улучшить и родители, и дети. Дети сначала учатся этикету и хорошему поведению дома. Однако родителям становится всё труднее передавать эти знания своим детям просто потому, что все очень заняты, а упор всегда делается на сложные навыки.
Начните с простого! Ключевым моментом является отработка хороших манер посредством семейных обсуждений и ролевых игр. Хорошие манеры и знание этикета следует прививать как можно раньше и укреплять ежедневно, пока они не станут второй натурой.
При этом очень важно осознавать рост и усилия ребёнка, и не слишком зацикливаться на поведении или манерах, над которыми он всё ещё работает. Гораздо приятнее удивляться тому, кем становится ваш ребёнок, чем разочаровываться в том, кем он не является.
Использованы фотоматериалы Unsplash