Привычки играют огромнейшую роль в жизни каждого человека. Они с самого детства преследуют индивида и непосредственно влияют на его судьбу. Можно даже сказать, что привычки, или же их совокупность, являются одной из основных составляющих Личности. В связи с этим родителям просто необходимо обратить пристальное внимание на особенности характера малыша, его пристрастия и линии поведения в различных ситуациях. Успех и счастье в будущем напрямую зависит от того, какой набор привычек будет у маленького человека перед порогом взрослой жизни.
Что такое привычки
Для того, чтобы мамам и папам было проще понять, с чем придется иметь дело, необходимо четко уяснить, что же собой представляет привычка. Если обратиться к различным источникам в интернете, то мы получим, что привычка — это сложившаяся определенная норма поведения, к которой человек прибегает постоянно. То есть это своеобразная потребность, побуждающая совершать те или иные поступки.
Но откуда же тогда появились понятия «полезные и вредные привычки»? Кто решает, какие они в каждом случае? Можно ли их изменить или удалить из поведения как ненужные?
Основываясь на общедоступных определениях, ответить на эти вопросы однозначно не получится. Но, если воспринимать привычку как программу, записанную на подкорку, то тогда ответы станут вполне очевидными. Абсолютно любая привычка, как у взрослого, так и у ребёнка — это программа, превратившаяся в потребность по средствам многократного повторения. То есть, ребёнку можно привить полезные привычки и отбить вредные. Главное в этом деле — настойчивость. Ученые утверждают, что новая привычка приживается, в среднем, 21 день.
Откуда берутся привычки
Самое первое, о чем хочется упомянуть, говоря об источниках привычек — окружение. Да, именно мама и папа становятся теми главными источниками для только что родившейся крохи. Чуткие родители, скорее всего, замечали, с какой внимательностью и благоговением смотрит своими глазками малыш на окружающий мир. Он как губка впитывает все, что его окружает: мимика, тембр голоса, интонации, движения, жесты. Вся эта полезная (и не очень) для него информация становится основой для будущего характера. Чем старше малыш, тем более заметным становится процесс заимствования. С годами родители замечают, что их дитя говорит как мама, ходит как папа и т. д.
Мы, родители — самые важные источники того, что будет взращено в душе наших детей. Вредные и полезные привычки — это все от нас. Они отражаются в детях и выходят наружу. Поэтому так важно следить за собой и нести доброе, светлое.
Второй источник — внешнее окружение (здесь речь идет уже о подросших детях, находящихся в социуме). Таковыми источниками служат друзья по детской площадке, детскому саду, школе, ВУЗе и т. д. Данную область контролировать сложнее, особенно по мере взросления ребёнка. Но уделять внимание резким сменам поведения жизненно необходимо, дабы успеть внести коррективы.
Третий источник — сам индивид. Конечно, это уже про взрослых людей, которые поставили перед собой цель. Но зная об этом, ребёнку (школьнику, например) можно указать на это, тем самым замотивировав на взрослые поступки.
Формируем полезные привычки у детей
Перейдем от слов к делу. А именно к алгоритму и полезным советам, который поможет сформировать полезные и нужные привычки у детей.
- Лучше пряник, а не кнут. Эффект от внедрения таким путем полезных привычек будет обратно пропорционален приложенным усилиям. Научить малыша чистить зубу каждый день или мыть посуду легче через игры и шутки, нежели, чем через угол и ремень.
- Постановка цели. Даже для детей постановка цели для выработки привычки необходима. Да, дети не могут сконцентрироваться на ней. Задача родителей постоянно напоминать о желаемом результате как можно чаще в спокойном и утвердительном тоне.
- Правильная мотивация. Ребёнок должен понимать, зачем ему нужна та или иная привычка, которую родители хотят видеть. Необходимо четко и кратко разъяснить все плюсы того, что может принести с собой та или иная полезная привычка. Кроме всего, дополнительная мотивация в виде каких-то материальных вещей (игрушки, вкусности, поездки) не будут лишними, а наоборот, помогут скорейшему укоренению новой черты.
- Регулярное повторение — залог успеха. Постоянное проигрывание привычек сделает процессы внедрения и привыкания гораздо более легкими и естественными.
- Родитель — пример! Если мама и папа утром сами не делают зарядки, то и малыш вряд ли начнет. Если решили научить ребёнка чему-то новому, то следует учиться и самому. А вот примером вредных привычек лучше не быть.
Искореняем вредные привычки у детей
Но что же делать, если у малыша уже в есть какие-то вредные привычки, от которых нужно избавляться. Например, он грызет ногти, кусается, ест «козявки» и т. д. Для каждой конкретной ситуации и каждого ребёнка подход должен быть свой, но общие черты в поведении родителей выделить все-таки можно.
- Последовательность и терпение. Никакого успеха ждать не придется, если борьба с ней будет раз в неделю. Действия родителей должны быть непрерывными, постоянными, иначе привычки останутся, а время будет потеряно. Ругаться и срываться на малыша тоже не стоит. Лучше каждый раз повторять последствия вредной привычки, проговаривать цели и подбадривать ребёнка на изменения.
- Контроль. Чем больше времени родители проводят с ребёнком, тем меньше у него шансов пойти на поводу у своей привычки. Чем у малыша меньше свободного времени, тем более вероятен успех.
- Доказательство вреда негативных привычек важен. Ребёнок должен понимать, почему грызть ногти плохо. Доводы обязательно должны быть очевидными и весомыми (простое «маме не нравится» не подходит).
- Склонность к вредным привычкам иногда переходит детям по наследству. Поэтому родители обязаны тщательно следить за собой.