Программа для детей с задержкой психического развития (ЗПР) отличается от обычной школьной программы, поскольку особенности этих детей предполагают необходимость создания специальных образовательных условий. В большинстве случаев при своевременной коррекции прогноз для таких детей благоприятен и через какое-то время они могут продолжить обучение в обычной школе.
Основные направления работы
Программа для детей с задержкой психического развития выстраивается с учетом зоны ближайшего развития, которая является одним из основных понятий в психологии развития. Зона ближайшего развития – это те возможности, которые открываются ребёнку при поддержке взрослого. Например, ребёнок может самостоятельно кататься на велосипеде с дополнительными колесами, однако для того, чтобы научиться управлять двухколесным велосипедом, первоначально ему требуется помощь взрослого. В данном случае помощь в обучении поездкам на двухколесном велосипеде поможет ребёнку освоить умение самостоятельно. Это зона ближайшего развития.
Исходя из этого выстраивается коррекционная программа. Коррекционная работа с детьми с ЗПР носит комплексный характер и включает следующие направления работы:
Оздоровительное. Создание условий для полноценной физической активности и здоровья ребёнка определяет успех коррекционных мероприятий. Это режим дня, подходящее количество двигательной активности и внимание к здоровью ребёнка.
Применение нейропсихологических методик. Оказывает положительное влияние на многие навыки, необходимые в ходе школьного обучения: письмо, чтение, счет, а также поведенческие нормы.
Коррекция сенсорно-моторной сферы. Поскольку в некоторых случаях задержка психического развития сопровождается отклонениями в сенсорных и двигательных процессов, данное направление важно для таких детей.
Стимуляция познавательных процессов. Здесь важна как психологическая коррекция, так и педагогическая поддержка.
Работа с эмоциями. Результатом эффективной работы в этом направлении становится способность лучше оценивать эмоции других людей, а также возможность самоконтроля проявлений своих собственных эмоций.
Программа развития ребёнка с ЗПР обеспечивает выработку актуальных для его возраста видов деятельности и подготовки таких детей к освоению школьной программы. Важно учитывать, что способности к обучению у этих детей лучше, чем у их сверстников с умственной отсталостью, поэтому в большинстве случаев прогноз благоприятен. В случае продуктивного усвоения программы ребёнок вполне может обучаться в общеобразовательной школе.
Задержка психического развития наиболее очевидна при поступлении ребёнка в школу, однако на этапе дошкольного развития ребёнка она также может быть диагностирована. Коррекционные мероприятия в этот период помогут компенсировать недостатки развития и лучше подготовить ребёнка к дальнейшему обучению.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ ЦЕНТРА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / Богданова Валентина Николаевна // ИЗВЕСТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА – 2009
К вопросу лечения детей с задержкой психического развития / Зотов А.Г. // Рмж – 2010 – Т. 18 №20
Электроэнцефалографические исследования у детей с задержкой психомоторного и речевого развития / Шамансуров Ш.Ш., Зиямухамедова Н.М., Узакова Ч.А., Халимбетов Г.С. // Российский вестник перинатологии и педиатрии – 2011 – Т. 56 №4