Психика человека тесно связана с физическим состоянием и заболеваниями. Боль и недомогания запускают мыслительные реакции в виде плохого настроения, подавленности, грусти. И наоборот — чрезмерные переживания, волнения и стресс могут отразиться на физическом здоровье.
Когда страдает эмоциональная сфера и переживания принимают характер патологии, тело и внутренние органы могут начать немедленно реагировать. Это проявляется в симптомах, которые не подтверждаются причинами заболеваний. В таком случае специалисты в психологии и психотерапии говорят о психосоматических проявлениях — заболеваниях на фоне нервного истощения, личных проблем, комплексов, незавершенных отношений, конфликтов с собой и окружающими. Следует заметить, что не все болезни имеют под собой психологическую подоплеку и помощь психолога не может заменить лекарственные препараты.
Список психосоматических заболеваний довольно широк. В этой статье попробуем разобраться, какие эмоциональные нарушения вызывают заболевания желудка у ребёнка — язву, гастрит и другие.
Больной желудок у ребёнка
Желудок в организме человека выполняет несколько функций. Пищевая масса накапливается в нем, частично перерабатывается, после чего продвигается в кишечник. Когда переваривание пищи происходит своевременно и эффективно, человека не беспокоят боли в животе, он не испытывает дискомфорта после еды.
Процесс принятия пищи можно сравнить с тем, как люди принимают ситуации, мнение окружающих, события, которые с ним происходят в собственной жизни. Как важно им контролировать внешний мир и, возможно, страшно от того, что он не соответствует ожиданиям и представлениям.
Мальчика 10 лет на прием привели родственники. Несколько месяцев назад у ребёнка обнаружили язву желудка. После длительного лечения и слабой динамики, специалисты рекомендовали консультацию и терапию у психолога. В семье ребёнка произошел развод — отец внезапно ушел из семьи, оборвав контакты с бывшей женой и сыном. Мать мальчика «легла» в тяжелую продолжительную депрессию. Ребёнок, на время, стал для нее замещающей фигурой мужа — желая спасти мать, он был вынужден заботиться о ней, как о слабом, зависимом существе. Сын покупал еду, готовил, занимался домом, пытался успокоить и отвлечь мать от переживаний и ухода в себя. После травмирующих событий самочувствие ребёнка ухудшилось — стала развиваться язва.
Во время диагностических исследований, было выяснено, что ребёнок не принял и не прожил уход отца, однако, его чувства остались подавлены, потому что перед ним стала задача сохранить жизнь матери. Кроме этого, он, также, не мог смириться с тем, что мать теперь для него эмоционально недоступна, своим страхом за ее жизнь, будущее их семьи. «Не переваренная» кризисная ситуация вызвала изменения на физическом уровне.
Язва желудка может появиться в том случае, когда жизненные процессы являются «не проглоченными». Ребёнок или взрослый не в состоянии принять события прошлой давности или сегодняшнего момента. Таким образом, через болезнь внутренних органов он выступает против того, что происходит с ним.
Так, пациент замечает, что обращаясь к врачу и принимая разные лекарственные средства, боль и дискомфорт в животе не проходят. Психосоматическая природа заболевания требует, кроме медикаментозного лечения, помощи психотерапевта или психолога.
О чем сигнализирует больной желудок?
Все, что происходит в психике, связано между собой и держится на стимулах, реакциях и зависимостях. Тело является сигнальной системой тогда, когда психика дает сбой — происходит сильное нарушение эмоциональной сферы, мощное подавление чувств, нервное потрясение.
Так, боль в животе, желудке у ребёнка, является для родителей сигналом к тому, чтобы они обратили внимание на то, как он живет, а именно:
- Принимает ли жизнь такой, какая она есть или часто жалуется, не взаимодействует с социальным миром, «прячется», «уходит» от контактов?
- Способен ли ребёнок «переваривать» ситуации с друзьями, родителями, в школе, или пытается сопротивляться им, страдает от того, что они не соответствуют его ожиданиям?
- Способен ли доверять окружающим и не контролировать каждый их шаг?
Изучая психосоматику, следует быть осторожным и не искать причину болезней только в психологическом состоянии. Приведенный выше механизм нарушения здоровья показывает одну из возможных причин зарождения психосоматических нарушений. Точную информацию о причинах заболевания и эффективные способы избавления от него можно получить на приеме у специалиста. Ни в коем случае не стоит отказываться от медикаментозного лечения, если его рекомендует врач.
С чего начинается личная терапия?
Данные рекомендации актуальны как для детей, так и для взрослых.
Принятие жизненных ситуаций и событий такими, какие они есть. «Я не могу этого принять (или понять)» — говорят люди, усиливая свое сопротивление. Кроме того, свои ощущения они «держат» внутри, не позволяя себе чувствовать боль, раздражение, гнев. Ослабить сопротивление можно, если осмыслить следующие факторы:
- люди вокруг имеют право выражать свои мысли и чувства;
- сопротивление окружающим говорит о недоверии к ним;
- вместо того, чтобы контролировать других, нужно обратить внимание на свою личность;
- не стоит пытаться менять других людей, влиять на их жизнь — это энергозатратно, бесполезно и чревато разочарованиями;
- не стоит бояться того, что другие будут поступать так, как они решили, ведь, ответственность за жизнь принадлежит тому человеку, кто эту жизнь проживает;
- следует развивать доверие к миру, окружающим людям, своим собственным процессам.
Опора именно на эти принципы будет осуществляться во время работы ребёнка с психологом. Родители, дома, также должны опираться на них во время общения с ребёнком. Через доверительные беседы они могут передать ему смысл новых полезных убеждений.
В помощь родителям
Если ребёнок страдает от болезней желудка и проблем с пищеварением, родителям полезно проанализировать следующие вопросы:
- Какую ситуацию в жизни он не может «проглотить», «переварить?»;
- Старается ли он избегать конфликтов?
- Умеет ли принимать и уважать свои чувства?
- Что в жизни его не удовлетворяет и не устраивает?
- Что или кого он вынужден контролировать?
- С чем не может смириться?
- Умеет ли ребёнок выражать агрессию?
- Что в жизни ему приходится терпеть?
Возможно, ответы на эти вопросы помогут лучше узнать своего ребёнка, чтобы решить — что делать дальше, чтобы не только снизить эмоциональное напряжение, но и улучшить физическое самочувствие, перестать страдать от заболеваний.
Лучшая профилактика недугов — это не только своевременное обращение к врачу, но и способность держать свое сознание в порядке и ясности — не «застревать» на неудачах, стрессах, уметь выходить из токсичных отношений, учиться прощать себя и других людей, жить сегодняшним днем, понимать внутренние процессы психики, своевременно обращаться за помощью к психотерапевту.