«Ребята, давайте жить дружно», — говорил кот Леопольд. Его мудрости можно позавидовать. Есть категория людей, которые постоянно ищут повод для ссоры. Они придираются к каждой мелочи. Другие, наоборот, всячески стараются избежать ссоры. Но даже самые миролюбивые люди попадают в конфликтные ситуации. Знание психологии конфликта поможет правильно вести себя при любой ссоре.
Структура и понятие конфликта
В переводе с латинского «конфликт» означает «столкновение». Столкновение позиций, интересов, мнений, желаний. Все люди разные. У каждого своё мнение и жизненный опыт. Именно поэтому каждый из нас рано или поздно может быть втянут в конфликт. Уйти от него можно двумя способами: избегать или решить проблему. Причём решать надо именно причину конфликтной ситуации, а не последствия.
Структура конфликта включает в себя ответы на вопросы:
- Из-за чего конфликтует?
- Кто конфликтует?
- Где происходит конфликт?
- Каковы масштабы конфликта?
- Как ведут себя конфликтующие?
- Пришли к договорённости или нет?
От ответов на эти вопросы зависит многое. Справиться с конфликтом детей, поспоривших из-за конфеты намного легче, чем решить конфликтную ситуацию в политике. Если в конфронтацию с коллективом вступает отдельная личность, эта ситуация тоже требует отдельного рассмотрения вопроса. Но очень редко весь коллектив меняет своё мнение, согласившись с отдельным человеком. Такой конфликт может перерасти в групповой.
Правила поведения в конфликте
Эти рекомендации подойдут тем, кто не ссорится ради процесса. Они для тех, кто не сбегает от спорных ситуаций, а старается найти решение проблемы.
- Проявите терпение. Внимательно выслушайте оппонента до конца. Даже если вы не согласны, не перебивайте его. Иначе рискуете обострить ситуацию. Возбуждённый спором человек только больше раззодорится из-за невозможности высказать своё мнение до конца.
- Постарайтесь понять. Не просто слушайте, а пытайтесь услышать. Возможно, у собеседника есть объективные причины для такого мнения.
- Предложите свою помощь. Фраза «Давайте вместе найдём решение» — банальна, но действенна.
- Избегайте резкости. Считаете, что собеседник неправ? Постарайтесь ему это объяснить с доводами, но не говорите в лоб. У некоторых людей не хватает умения признавать свою неправоту. И даже поняв пустоту спора, он продолжает доказывать свою точку зрения. Оставьте шанс оппоненту самому прийти к правильной точке зрения и «сохранить лицо».
- Уважайте собеседника. Даже если он этого не делает. Пока один из вас ведёт себя корректно, есть шанс решить конфликт. Если же оба оппонента будут вести себя неподобающе, то конфликт усугубится.
- Постарайтесь найти компромисс. Это лучшее решение проблемы. В этом случае ни у одного из оппонентов не останется ощущения поражения.
- Найдите общие точки зрения по отношению к проблеме. Это поможет собеседнику успокоиться и искать рациональное решение.
- Решайте конфликт без поиска виноватых. В любой ситуации неважно, кто виноват. Главное ответить на вопрос — что делать и как исправить?
- Придерживайтесь делового стиля. Чувства и эмоции — не самый лучший советчик в споре.
- Будьте уверены в себе. Поддерживайте спор аргументами и фактами. Это может заставить оппонента усомниться в своей правоте.
Правила поведения помогут не в любом конфликте. Некоторых конфликтов лучше не допускать. Но в любом случае не стоит вступать в конфликтную ситуацию на эмоциях. Стоит сначала спокойно всё обдумать. Может, вы неправы? Если все участники конфликта научатся не доказывать, а спокойно обсуждать, конфликтов станет намного меньше.