Людям очень приятно, когда их внимательно слушают — такова наша психология. Умение слушать — настоящее мастерство и далеко не каждый им владеет. Чтобы завоевать доверие собеседника, необходимо внимать каждому слову, сопереживать, но не навязывать свою точку зрения. Не нужно стремиться помочь или высказывать собственное мнение, если вас об этом не просят. В противном случае человек может подумать, что вы оказываете на него давление, лишаете независимости. Он может пожалеть о своей откровенности, и больше не будет делиться с вами чувствами.
Психология человека: чего ждет собеседник?
Когда человек говорит нам о своих проблемах и переживаниях, он ожидает поддержки — такова психология. Он хочет, чтобы его выслушали, посочувствовали, отнеслись с уважением к его чувствам. Ему важно донести свое видение ситуации, личные эмоции. Собеседник меньше всего ожидает критики или осуждения, даже если вы выражаете свою оценку из лучших побуждений.
Человек, который умеет слушать, поддерживает, но не решает проблемы. Он сдерживает свое желание высказаться, поэтому не теряет доверия собеседника. Когда человек делится сокровенным, он не ждет, что вы будете указывать ему, как поступить. Но помочь наводящими вопросами можно.
Постарайтесь разобраться, в чем заключается психология человека, и ненавязчиво спросите, что он собирается делать дальше, какие у него планы. Это заставит его конструктивно мыслить и принять решение. Такая помощь намного эффективнее, чем прямые советы и рекомендации, которые зачастую люди не воспринимают.
Умение слушать: психология и виды
Это мастерство — одно из самых трудных в процессе коммуникации. Все чаще люди предпочитают общаться посредством Интернета и других каналов связи. Такая психология общения приводит к тому, что мы перестаем слышать друг друга, теряем этот навык.
Искусство слушать включает в себя два важных фактора:
- Способность понимать собеседника.
- Умение анализировать информацию, сохранять ее в памяти.
Пассивное слушание называют вежливым. В этом случае слушают невнимательно, улавливая общую суть. Вы пропускаете важные детали разговора, и нередко у вас складывается ошибочное суждение о ситуации и психологии человека.
Активное, или критическое, слушание требует внутренней концентрации. Нужно приложить усилия, чтобы понять собеседника, вжиться в его проблему. Придется «записывать» информацию в памяти, чтобы при необходимости возвращаться к ней вновь. Психология общения такова, что когда человек слушает активно, в его голове много мыслей и вариантов решения.
Во время активного слушания важно контролировать собственные эмоции и продумывать невербальное поведение, чтобы помочь собеседнику разобраться в его проблеме.
Психология общения: почему мы не хотим активно слушать?
Причин, по которым мы не можем активно слушать, может быть много. Чаще всего нам мешает банальная лень — не хочется лишний раз нагружать себя чужими проблемами. Мы забываем, что умение слушать — признак хорошего тона, проявление вежливости к собеседнику. Поэтому необходимо развивать этот навык, «шлифовать» искусство.
Чтобы люди с удовольствием с вами общались и делились мыслями, нужно найти причины, которые мешают вам быть хорошим собеседником.
Чаще всего они кроются в следующем:
Кардинально противоположные взгляды на ситуацию, разная психология. Это мешает найти общий язык с собеседником и оказать ему поддержку.
Сильные эмоции во время обсуждения. Если тема болезненна, объективно оценивать действительность мешают личные убеждения и стереотипы — такова психология человека.
Воспринимать информацию мешает физическая усталость, пошатнувшееся здоровье, стрессовое состояние.
Люди, которые любят находиться в центре внимания и много говорить, редко слушают собеседника. Они озабочены звучанием собственного голоса и уважают только свое мнение.
Наша психология имеет особенность: когда мысли заняты личными проблемами, нам сложно сконцентрироваться на переживаниях собеседника.
Прежде всего, определите причину, которая мешает вам стать внимательным слушателем. Тогда ваша психология общения будет вызывать уважение и доверие у окружающих.
Избавляемся от болезни: учимся слушать
Научиться слушать за один день вряд ли получится. Симптомы этой «болезни» будут вас беспокоить на протяжении какого-то времени, поэтому нельзя ослаблять самоконтроль.
Старайтесь внимательно слушать с первых слов, не теряя нить беседы. Как только вы отвлечетесь — упустите важные детали. Поэтому отложите все дела и уделите время собеседнику.
Даже если человек вам не очень приятен или вы не разделяете его точку зрения, не теряйте объективность. Разница во взглядах не должна влиять на вашу психологию общения.
Не перебивайте собеседника и оценивайте сказанное по содержанию, а не по манере подачи. Психология человека может отличаться от вашей, поэтому и невербальное общение происходит в свойственном ему стиле.
Когда собеседник делает паузы, вставляйте в разговор ответные реплики. Так он будет понимать, что вы его слушаете и вам интересно то, о чем он говорит. Ваша психология общения будет приятна собеседнику, если вы следите за своими жестами и мимикой — они должны говорить о заинтересованности.
Упражнения, развивающие умение слушать
Психологи рекомендуют делать комплекс упражнений, который поможет вам развить концентрацию внимания и научит слышать собеседника. Выполнять его нужно регулярно.
В полной тишине сядьте удобно, расслабьтесь и послушайте звуки, которые раздаются вокруг. Постарайтесь отличить их, идентифицировать. Определите, откуда они исходят.
Когда человек начинает вам что-нибудь рассказывать, дослушайте его до конца, поймите, в чем заключается его психология. Если вам очень хочется задать вопрос, сделайте глубокий вдох. Учитесь молчать, запоминая сказанное.
Слушайте программы по телевидению. Когда передача подойдет к концу, проанализируйте информацию. Попробуйте кратко пересказать услышанное, вспомнить детали.
Если вы будете делать упражнения регулярно, ваша психология общения изменится. Люди с удовольствием будут делиться с вами сокровенным, и уважать ваше умение слышать их.