Управление коллективом — процесс, который требует определённых знаний. Каждому руководителю необходимо знать основы психологии управления.
В чём помогает психология управления?
Какие цели этой психологии можно выделить? Это повышение компетентности руководителя, формирование состава коллектива, правильный подбор сотрудников, сплочение коллектива.
Основная задача — найти наиболее благоприятные методы руководства. А именно: верный выбор механизмов мотивации, осознанное управление, влияние на психологический климат группы, быстрое принятие правильных решений.
Изучение психологии управления помогает правильно подобрать сотрудников и установить благоприятный климат в коллективе.
Подбор персонала
При подборе сотрудников, важно не просто найти людей, у которых совпадут характеры и которым будет легко работать вместе. Важнее правильно определить типы личности, и направить их для решения определённых задач. Например, для выполнения совместного проекта требуются лидеры, а для решения скрупулёзных задач — исполнители и педанты. Поэтому подбирать сотрудников надо, оценивая не только мастерство, навыки, квалификацию, но и тип личности, умение сотрудничать.
Психология позволяет подобрать методы влияния на сотрудников. Ведь цель руководителя — повысить трудоспособность каждого работника. Кому-то подойдет метод «кнута», а кому-то — «пряника». Причём в разных ситуациях к одному и тому же работнику надо будет применять разные методы.
Психологический климат
Климат в коллективе влияет на саму работу и результаты труда. Поэтому очень важно добиться благоприятного климата. Чем лучше климат в коллективе, тем лучше будет результат.
Как добиться благоприятного психологического климата в коллективе? Необходимо чётко разделять полномочия. Нельзя перекладывать на одного сотрудника работу другого и требовать от него отличного результата. Важно, чтобы было единство требований. Каждый должен быть поощрён за инициативу, хороший результат или наказан за проступок.
Сотрудники должны ощущать командный дух, чувствовать себя частью команды. Важно делать акцент на вдохновляющих целях. Необходимо, чтобы руководитель был заинтересован не только в материальном результате, но и был увлечён процессом работы, чтобы ему нравилось дело, которым занимается команда.
Для качественной работы у сотрудников должны быть комфортные условия труда. И речь идёт не только об оборудованном рабочем месте, но и о психологическом комфорте. Поэтому стоит чаще благодарить, отмечать вклад работников на собраниях, ставить ударение на ценности рядового сотрудника для компании.
Необходимо оперативно решать возникающие конфликты. Для этого выяснить причину противостояния, выслушать мнения участников конфликта, совместно найти решение проблемы. А чтобы конфликты возникали как можно реже, поощрять создание дружеской атмосферы. В коллективе должна приветствоваться взаимопомощь, совместный отдых, терпимость к недостаткам других. При этом важна дисциплина. И нормы поведения должны быть одинаковыми для всех сотрудников, независимо от должности.
Как видите, психология управления очень важна для руководителя.