Работа по профилактике правонарушений в школе имеет огромное значение, поскольку проблема детей и подростков с антисоциальным поведением не утрачивает актуальности. Одной из ключевых причин делинквентного (противоправного) поведения школьников является неблагополучная семья. Школа в таком случае выступает положительным примером, воспитывая в детях правильные представления о социальных и правовых нормах.
Задачи школы в профилактике правонарушений
Профилактика правонарушений в школе подразумевает создание условий, когда детям комфортно и по-настоящему интересно. За комфорт отвечает поддерживаемое педагогами и психологами ощущение безопасности и защищённости, а особенно интересным пребывание в школе сделают специально разработанные внеурочные занятия.
Подобные условия обеспечивают доброжелательную атмосферу, которая не провоцирует детей на девиантное (антиобщественное) поведение. Более того, такой подход дает возможность учащимся задуматься о том, что есть и другой мир, противоположный тому, что они видят в неблагополучных семьях и, порой, маргинальном окружении.
Таким образом, основная задача школы состоит в том, чтобы предупредить и снизить уровень правонарушений, совершаемых детьми и подростками. С началом учебного года классные руководители составляют социально-психологические паспорта детей из группы риска, собирают сведения о семьях, социальном положении, жилищных условиях, а затем вместе со школьными психологами продумывают программу профилактики.
Формы и методы профилактики правонарушений в школе
Занятость учеников является краеугольным камнем профилактики, отсюда и акцент на организации разнообразного досуга детей во внеурочное время и на каникулах. В исследовании зарубежных авторов М. Райзин и К. Розет показано, что групповая деятельность снижает уровень девиации у подростков, поэтому совместные занятия играют важную роль в профилактике правонарушений.
План профилактики включает:
- контроль за посещаемостью и успеваемостью проблемных учеников;
- индивидуальные беседы с детьми из группы риска;
- встречи детей с участковыми и инспекторами по делам несовершеннолетних;
- работу различных кружков, секций, творческих мастерских, которые действуют как в учебный период, так и на каникулах;
- лекции о здоровом образе жизни, тематические беседы, просмотры соответствующих фильмов и т. д;
- совместные акции, квесты, спортивные праздники, групповые проекты, ролевые игры;
- профориентационную работу для старшеклассников;
- для родителей — консультации, разъяснительные беседы, группы поддержки, информационные занятия.
Школьная пора занимает немалое место в жизни человека, и потому работа с детьми, которые требуют особого педагогического внимания, проводится длительно, планомерно и комплексно. Последнее значит, что участие в профилактике должны принимать и родители, поскольку функция воспитания лежит не только и не столько на школьном учреждении.
Использованы фотоматериалы Unsplash