Развитие коммуникации ребёнка начинается с момента его рождения; еще не умея говорить, малыш уже взаимодействует с родителями. В дальнейшем коммуникативные навыки постепенно усложняются, проходя несколько последовательных стадий, каждая из которых имеет свои цели и особенности.
Основные этапы развития коммуникации дошкольника
Развитие коммуникации ребёнка изучалось многими психологами. Наиболее оптимальной считается классификация М. И. Лисиной, которая выделяет формы общения в зависимости от потребностей, мотивов и используемых средств:
Ситуативно-личностная.
Ребёнок уже с рождения нуждается в доброжелательном внимании его родителей. Так как речь на этом этапе еще не развита, ребёнок привлекает внимание мимикой, жестами. Если ребёнок не получает этого внимания, у него появляется тревожность, а постоянный дефицит общения со взрослым часто приводит к проблемам в дошкольном развитии ребёнка.
Ситуативно-деловая.
Возникает примерно в возрасте полугода и остается ведущей лет до трех. Характеризуется наличием потребности в сотрудничестве со взрослым, вследствие чего ребёнок все время обращается к нему за помощью или одобрением. При этом, если до полутора лет ребёнок просто ждет помощи, в дальнейшем он предпочитает пробовать и действовать самостоятельно. Ситуативно-деловая форма общения является подготовкой к становлению активной речи ребёнка.
Внеситуативно-познавательная.
Выступает основной формой в период от 3 до 5 лет. В этом возрасте ребёнок хочет узнать, как можно больше об окружающем мире, и источником этих знаний, как правило, становится взрослый. Вопросы не привязаны к конкретной ситуации — спросить, почему трава зеленая, ребёнок может и тогда, когда за окном лежит снег. Помогите ребёнку получить ответы на все вопросы, ведь так он выстраивает свое представление о мире и его всевозможных проявлениях.
Внеситуативно-личностная.
Возникает в 5-7 лет и является высшей формой общения для дошкольников. Центром здесь уже становятся не явления мира, а особенности межличностного взаимоотношения. Ребёнок уже готов узнать и понять, какие ощущения может испытывать другой человек, что он думает, и в зависимости от этого устанавливать отношения с самыми разными людьми. В этом возрасте ребёнок обращает внимание на то, как авторитетный для него взрослый оценивает действия окружающих, считая его примером для собственного поведения.
Ваше общение с ребёнком
Развитие общения у детей полностью связано с тем, как с ним общаются в семье, начиная с самого рождения. Коммуникации с родителями влияют сразу на несколько факторов. В первую очередь ребёнок воспринимает их речь как образец для подражания, пополняя свой пассивный запас слов и наблюдая за артикуляционными движениями. Как быстро заговорит ребёнок, будет напрямую зависеть от того, как общаются с ним родители. Появление речи возможно только в ситуации общения.
Важную роль в становлении мировоззрения ребёнка играет внутрисемейное общение. Дети, которым терпеливо разъясняли, что такое хорошо, а что такое плохо, при этом подкрепляя слова собственным поведениям, обладают более четкой системой моральных принципов, чем при отсутствии такого общения. Поэтому для полноценного и гармоничного развития ребёнка родителям всегда нужно найти время на общение с ним, ответы на вопросы, касающиеся разных сфер жизни, в том числе личностных отношений. Доверительное общение не только благотворно влияет на развитие, но и помогает сглаживать проявления возрастных кризисов.