Развитие ритма у детей является важной частью обучения. Ритм сопровождает ребёнка повсюду. Малыш знакомится с ним еще будучи в утробе матери, слыша ритмичное биение ее сердца. Затем ритм присутствует в жизни ребёнка в виде капающего дождя, хода часов, звучания стихов и музыки. Многие не до конца понимают важность развития чувства ритма, считая, что эта способность нужна исключительно музыкантам и танцорам. Однако доказано, что ритм упорядочивает работу двух полушарий мозга, что благоприятно влияет на развитие слуха, зрения, речи и координации.
О важности чувства ритма
Умение чувствовать ритм и систематизировать пульсацию звуков, заложено в каждом человеке от природы. Существует такое понятие, как «ритмичная неспособность». Это значит, что человек либо совсем не слышит ритм, либо слышит его, но не умеет воспроизвести. Однако ученые в корне не согласны с данным утверждением. Чувство ритма является частью нашего слуха, и если человек слышит звуки, значит, он слышит и их ритм. Некоторые люди действительно испытывают трудности в процессе воспроизведения ритмических рисунков, однако это не говорит об отсутствии чувства ритма, просто у этих людей данная способность находится в «спящем» состоянии.
Развитие ритма у детей является частью многих методик раннего развития. Цель основ ритмики заключается не только в развитии музыкального слуха малыша, но и в стимуляции его мыслительных процессов. Ощущая и воспроизводя ритм, ребёнок задействует оба полушария мозга, что развивает его память, внимательность, а также способствует формированию речевых навыков. И, конечно же, чувство ритма развивает слух и координацию ребёнка.
Игры и упражнения на развитие ритма
Для развития чувства ритма у малышей чаще читайте ребёнку стишки и потешки, декларируя их так, чтобы сделать акцент на сильную долю. Включайте ребёнку музыку с разными ритмичными схемами, например, марш, вальс и т.д. Как только ребёнок научится держать предметы и начнет бить ими по поверхностям, предложите ему поиграть в «барабанщика», дополняя игру малыша музыкальным сопровождением. Благодаря этому нехитрому занятию уже можно определить, есть ли у ребёнка врожденный музыкальный слух. Если малыш стучит в такт музыки и при этом пытается воспроизвести тональность звуков, значит, природа наделила его хорошими музыкальными способностями.
Развитие ритма у детей дошкольного возраста должно включать в себя декларацию стихов, воспроизведение ритмических схем, повторение танцевальных движений, тактирование (хлопки) под стихи и музыку т.д.