Развитие связной речи у детей с ОНР является основополагающей, но вместе с тем, самой сложной задачей обучения. Общее недоразвитие речи в 90% случаев поддается корректировке, однако выбор метода и интенсивности обучения должен обуславливаться уровнем ОНР.
ОНР первого уровня
Первый уровень нарушения характеризуется высокой ограниченностью речевых средств. Ребёнок владеет небольшим словарным запасом, хотя понимает названия практически всех предметов и явлений. Малыш с ОНР первого уровня испытывает трудности в воспроизведении речи, которые проявляются в невозможности произношения некоторых звуков (в основном, р, з, с, ч, ц, щ), перестановке слогов и использовании лепетных звукоподражаний. Ребёнок практически не говорит фразами, заменяя процесс повествования активной мимикой и жестикуляцией.
Развитие связной речи у детей с ОНР первого уровня невозможно без полноценного овладения речевыми средствами. В данном случае первоочередной задачей обучения является устранение дефектов произношения. Кроме того, необходимо уделить особое внимание мыслительным способностям ребёнка, развивая его всесторонне.
ОНР второго уровня
В отличие от нарушения первого типа ОНР второго уровня характеризуется речевой активностью. Словарный запас ребёнка не отличается или отличается незначительно от возрастных норм. Малыш умеет строить предложения, описывать простые картинки и пересказывать небольшие тексты. Однако ребёнок не владеет грамматическим строем, не понимает принцип использования падежных форм, не умеет согласовывать прилагательные с существительными, практически не использует местоимения и т.д.
Развитие связной речи у детей с ОНР второго уровня должно начинаться с освоения элементарных грамматических форм и морфологических элементов. Обучение ребёнка необходимо строить на развитии фонетического восприятия, которое поможет малышу научиться анализировать и синтезировать звуки. Кроме того, следует постоянно заниматься с малышом упражнениями на развитие навыка монологического повествования.
ОНР третьего уровня
Ребёнок с третьим уровнем нарушения владеет развернутой фразовой речью, а также основными грамматическими и морфологическими элементами. Нарушения данного типа чаще всего проявляются в недифференцированном произношении, когда близкие звуки сливаются воедино либо путаются местами. Также ребёнок часто переставляет слоги в словах и «съедает» окончания.
Поскольку ребёнок с ОНР третьего уровня может изъясняться развернуто и подробно, испытывая неудобства только в вопросах звукоподачи, для развития связности повествования в первую очередь необходимо устранить речевые дефекты. Регулярные занятия с логопедом помогут малышу повысить уровень развития языковых средств.