Все дети разные — этот факт давно подтвержден психологами, и его принимают современные родители. Базовые черты характера присутствуют у ребёнка с рождения, а некоторые развиваются в течение жизни под воздействием обстоятельств. Конечно, мама и папа всегда хотят, чтобы их малыш рос сильным и успешным. Воспитать особенности личности точно по заказу невозможно, но попытаться направить в положительное русло развитие ребёнка — вполне родителям по силам.
Родители, я вам доверяю!
Доверие внешнему миру — базовая потребность для любого человеческого существа. Малыш рождается на свет совсем беспомощным, он не может сам обеспечить себя едой, не может противостоять холоду и опасностям — для этого ему нужны родители. Он не осознает потребности в них, но инстинктивно тянется к первым близким людям, которые оказываются рядом. Для ощущения уверенности в себе и стабильного развития ребёнка в будущем младенцу очень важны любые контакты с родителями в первые месяцы жизни.
Чувство привязанности будет развиваться само, если не отказывать малышу в поддержке — просто брать его на ручки, когда он устал или боится. Родительские объятия дают успокоение. Ровный ласковый голос мамы или папы дает уверенность в том, что опасность отсутствует, а критическая ситуация скоро будет преодолена. Если родители рядом — значит, все в порядке. Этот так естественно и незначительно на первый взгляд, но переоценить значение такого общения для развития ребёнка — невозможно.
Я не трус, но я боюсь
Трусость — одно из первых качеств, которое придет на ум почти любому человеку, если попросить его назвать недостатки. Совсем маленького ребёнка редко кто может заподозрить в трусости, но когда дошкольный возраст подходит к концу, со стороны родителей или других взрослых может раздаться: «Опять ты боишься, так нельзя, где твоя смелость?» Является ли храбрость врожденным качеством, или ее можно развить под влиянием обстоятельств? Вопрос сложный. Однако предпринять попытки повлиять на развитие ребёнка в этом отношении родители могут.
Страх не возникает сам собой — в основном он появляется при анализе пережитого негативного опыта, стрессовой ситуации. На самом деле стрессом для крохи является все в этом мире в какой-то период времени, и вовсе не всегда это явление связано с негативными переживаниями. Но бывает и так, тогда малыш пугается, и на будущее он запомнит, каких ситуаций он захочет избегать. Если переживание будет слишком сильным, или таких моментов наберется много, пошатнется уровень общего доверия к миру. Ребёнок будет бояться гораздо большего круга вещей, чем этого может потребовать объективная картина.
Так что же делать? Негативному опыту может противостоять только позитивный. Пусть малыш чаще принимает самостоятельные решения и убеждается в безопасности и приятности полученных результатов. Важно не подталкивать его к этому, но давать возможности. Его окатила холодная волна на пляже, и теперь он боится заходить в воду? Отложим визиты на берег, а пока пусть попрыгает по лужам, вспомнив, что вода — это весело. До возвращения к купанию малыш должен созреть сам. Также важно не ругать за отсутствие смелости. Это не даст стимул, но увеличит общий негатив от ситуации.
Малыш стремится к победе
Как ни странно, именно руганью и пристыживанием родители иногда пытаются стимулировать развитие силы воли у ребёнка. В самом деле — чувствовать, как тебя ругают — неприятно, вот сейчас малыш поймет, как себя вести не надо. И станет сильным, волевым и решительным. Конечно же, это неправильная стратегия. Маленькие дети поступают так или иначе не из злой воли, а потому что иное принять пока не позволяет психическое развитие ребёнка. Малыш не виноват в том, что ему трудно. Так за что его ругать?
На развитие силы воли, так же, как и на развитие смелости, можно повлиять положительным подкреплением. Пусть у ребёнка появится больше примеров удовлетворения от доведенного до конца дела. Может быть, ему для этого нужна будет помощь родителей — ему можно помогать, но не делая за него часть работы, а подсказывая наиболее эффективные пути. Очень важно, чтобы кроха увидел: результат доступен, нужно только еще чуть-чуть усилий приложить.
Развитие ребёнка в вопросах ответственности
Ответственность — одно из самых положительных качеств в человеке, определяющих стратегии его поведения во всей дальнейшей жизни. Как научить этому ребёнка? Самое главное — показать ему наглядный принцип действия причинно-следственной связи. Ответственность — это прежде всего умение понимать, что за каждое свое решение придется потом отвечать самостоятельно, так что перед принятием его важно подумать и взвесит свои силы.
Ребёнок снова тянет на себя чашку с водой, рискуя облиться? Как бы родители ни уговаривали его, юный экспериментатор никак не хочет проявить бОльшую осторожность. Так пусть видит, как это — облиться водой и начать мерзнуть. Такой опыт научит контролировать предметы на столе и свои манипуляции с ними лучше любых увещеваний. Если малыш достаточно подрос, можно отправить его самостоятельно переодеваться и стирать мокрую одежду. Так получается не только жизненный опыт, но и стимулируется физическое развитие ребёнка.
Для детей важна аккуратность
Аккуратность — какие родители не хотят видеть свое чадо чистым и опрятным! Но во время игр и прогулок дети часто бывают грязными и растрепанными, и то же самое касается их игрушек и одежды. И это хорошо — значит, в жизни крохи в достаточном количестве присутствует физическая активность, развитие ребёнка идет нормально. И если при этом обращать необходимое внимание обязательным санитарным и гигиеническим процедурам. То с аккуратностью проблем не будет тоже.
Пусть непреложными ритуалами станут утреннее умывание, переодевание, чистка зубов. Пусть каждый вечер заканчивается водными процедурами. Родителям обязательно стоит привлекать малыша к стирке одежды и отмыванию игрушек. При современном развитии бытовой техники это несложно — положить свои майки в стиральную машинку, или полить машинки из душа. Если все это будет присутствовать в жизни малыша каждый день с самых юных лет, аккуратность и уход за собой станут частью его натуры.