Когда в семье воспитывается школьник, жизнь ее членов может быть полна волнений, сюрпризов и тревог. В каждом возрасте ребёнок решает определенные задачи развития. Он делает это бессознательно, проходя через возрастные кризисы, и постепенно подступая к взрослению и самостоятельности.
В настоящее время много внимания специалистов уделяется развитию и проблемам детей в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Однако то, что происходит с детьми, когда они идут в пятый класс, тоже имеет важность для семьи и занимает значительное место в детской психологии.
Почему родителям нужно знать, что переживает ребёнок, когда переходит из младшей школы в среднюю? Прежде всего, потому, что этот возраст приводит к смене социального окружения детей и условий обучения. Кроме того, этот жизненный период является предподростковым, и знания о том, как он протекает и что возьмут из него дети, когда войдут в пубертатный период, могут оказаться полезными для взрослых.
Много статей на тему адаптации к пятому классу написано детскими психологами. Все они уделяют место психическому и физическому развитию детей.
Когда родители знают о природных особенностях своего ребёнка, которые в разные периоды жизни влияют на его характер, то им легче воспитывать его и строить общение. Этому способствует отсутствие заблуждений взрослых о том, что ребёнок вдруг стал вредным, неуправляемым, делает «на зло», «испортился» и так далее. Понимающие природу ребёнка в каждом возрасте, родители не стремятся «сломать» пятиклассника, заставить его жить по семейным правилам, относятся с пониманием и поддержкой к непростым процессам, которые происходят в нем в преддверии подросткового периода.
В этой статье собран материал об основных проблемах личности пятиклассника, которые могут стать реальными в любой семье. Также приведены методы и способы помощи детям и родителям.
Как меняется развитие ребёнка к пятому классу?
Ребёнок 10-11 лет, что обычно соответствует началу обучения в средней школе, может вдруг «на глазах» начать расти и взрослеть. Когда родители замечают это, с одной стороны, их переполняют чувства радости и гордости, а с другой — появляется тревога. О чем она? Возможно, о прощании с детством, и о том, что их малыш уже не будет прежним — совсем скоро он станет подростком и в жизнь семьи придет все то, что принесет с собой кризисный период развития. Это и грустно, и интересно одновременно.
Ребёнок, к началу обучения в пятом классе действительно меняется — на физическом и психическом уровне. Начиная со средней школы, он может значительно увеличиваться в росте, сохраняя при этом детскую угловатость и эмоциональность. От этого на лице у пятиклассников часто можно заметить некоторую неловкость, когда им приходится выступать публично, общаться с противоположным полом или говорить о себе. Дети в этом возрасте сами для себя являются загадкой, поэтому все, что происходит с ними, подвергается изучению не только педагогами и родителями.
Трудности обучения в средней школе
Учащиеся начальной школы еще во многих смыслах живут детской жизнью. Переступая порог четвертого класса, и попадая в пятый, ребёнок открывает перед собой новый мир, а вместе с ним и себя самого — иногда тоже нового, незнакомого, неожиданного.
Если родители хотят, чтобы пятиклассник был успешным и уверенным в себе, то им необходимо уже сейчас начать активно поддерживать в нем все положительные изменения и привычки, какие они смогут наблюдать. Если этого не делать, то время может быть упущено, и ребёнок не будет знать, за что ему можно себя ценить и уважать. В подростковом возрасте эта способность поможет ему решать многие проблемы.
Темперамент ребёнка и общение
Важно знать особенности темперамента пятиклассника и наблюдать за его изменениями и проявлениями. То, как он строит общение, будет свидетельствовать о качествах его характера. Дайте ему возможность пробовать разные способы взаимодействия, и конфликтные в том числе — так он находит себя и проверяет границы окружающих.
Нельзя ломать ребёнка и заставлять его быть кем-то другим, но не самим собой — это может отдалить его от семьи, причинив прежде всего сильную эмоциональную боль. Пятиклассники только делают первые неуверенные шаги в большой мир самостоятельных детей, примеряя на себя новые роли общения, поэтому поддержка взрослых для них очень важна — с ее помощью они чувствуют, каково это быть уверенным в себе, принятым, признанным и интересным.
Причины стресса в пятом классе
Дети любого возраста не застрахованы от стресса. Те, кто переходят в пятый класс, могут страдать эмоционально от того, что условия обучения в школе вокруг них резко меняются. Они больше не являются опекаемыми одним учителем, который четыре года был для них важным и близким человеком. В средней школе много разных педагогов, кабинетов и новых предметов. От этого в жизни пятиклассника меняется очень многое — режим дня, получение знаний, отношения со сверстниками, общение со старшими.
Не стоит торопить ребёнка с первых школьных дней становиться отличником — дайте ему время привыкнуть к новым учебным условиям. Возможно, он будет капризничать, его поведение будет меняться не в лучшую сторону. Если родители достойно справятся с этими стрессовыми проявлениями, то шансы, что пятиклассник, с помощью взрослых, найдет себя и выработает эффективную линию поведения, значительно увеличиваются. Родители на этом этапе должны быть добры и терпеливы, не подгонять ребёнка его внезапно наступившей «взрослостью», не пугать лишней ответственностью, а просто быть рядом и оказывать помощь и поддержку, когда это необходимо.
Потребности детей в пятом классе
Адаптация к средней школе может проходить тяжело — дети отказываются учиться, хитрят, приобретают вредные привычки, ленятся, прогуливают уроки. Поэтому на данном этапе родители должны оказать ребёнку максимальную поддержку, через которую он бы понимал, что не одинок и по-прежнему важен и нужен для своей семьи, даже если не достаточно успешен, уверен, умен.
На заметку родителям
- Возраст 10-11 лет отлично подходит для нахождения серьезного хобби. Поговорите с ребёнком — где ему хотелось бы применить свои способности и умения?
- Дружба в пятом классе может приобретать черты взрослости — дети ценят общие увлечения, взгляды, начинают разделяться по микрогруппам. Поддерживайте общение ребёнка, приглашайте друзей к себе домой.
- Мальчики и девочки начинают присматриваться друг к другу — может возникнуть первая симпатия. Не стоит запрещать детям проявлять чувства. Объясните, что это нормально, однако для отношений должно наступить другое время.
- Обучение может перестать вызывать интерес. Для его поддержания родителям полезно поработать над повышением уровня мотивации ребёнка.