Можно ли пускать ребёнка на кухню? По мнению MedAboutMe — не только можно, но и нужно. Потому что это полезно и интересно.
Малыш на кухне — это хорошо!
Часто можно слышать от молодой матери: «Я ничего не успеваю! Пока поиграю с малышом, пока уберу за ним, пока спать уложу, и времени уже не остается ни обед нормальный приготовить, ни отдохнуть».
А почему бы не совместить несколько дел, разрешив ребёнку присутствовать на кухне, пока вы готовите пищу для всей семьи? Возможно, процесс приготовления несколько затянется, но зато вы сможете одновременно заниматься хозяйством и развивающими играми. И убирать придется потом только в одном помещении.
Правда, кухню нужно подготовить к появлению в ней вездесущего любопытного поваренка.
Безопасность превыше всего
- Первое правило: дети могут находиться на кухне только вместе со взрослыми. Это правило действует как минимум до 8-10 лет.
- С самого раннего возраста необходимо объяснять ребёнку правила техники безопасности: с острыми предметами играть нельзя, плиту включает только взрослый, трогать работающую духовку опасно.
- За совсем маленьким ребёнком необходимо постоянно следить, чтобы он не проглотил что-то неподходящее, опасное или несъедобное.
- Обзаведитесь устойчивой прочной подножкой или скамейкой-лесенкой, стоя на которой малыш может мыть посуду. Эта вещь в доме нужна и для других целей, но контролируйте ее использование: ребёнок может использовать ее, чтобы добраться туда, куда нельзя.
- Снабдите малыша собственным передником и набором детских кулинарных аксессуаров: безопасными ножами, небьющейся красивой посудой, формочками-выемками для теста.
- Уберите в недоступное место все, что может навредить малышу: острые предметы, стеклянную посуду, опасные вещества вроде уксусной эссенции.
- Если пол в кухне каменный или выложен кафельной плиткой, постелите на него специальный нескользящий коврик, чтобы никто не поскользнулся на случайно упавших на пол каплях.
- Приучите ребёнка к тому, что перед любыми кухонными делами необходимо тщательно вымыть руки. И после — тоже. А заодно все за собой убрать и помыть.
Мать и годовалый ребёнок: готовим и играем вместе
Дети обожают принимать участие во взрослых делах. Поэтому привлечь малыша к игре в кулинарию будет легко, даже в самом раннем возрасте. Спросите любую опытную мать, и она вам подтвердит: детей как магнитом тянет к кастрюлькам, половникам, мискам и прочей кухонной утвари. Дайте им добраться до пакетов с мукой или крупой — и ни одна песочница не сможет конкурировать с этими сыпучими веществами. А что касается плескания в воде — и говорить не стоит, от водички ребёнка не отогнать. Особенно когда она с пеной и красивыми мыльными пузырями.
Все это можно и нужно использовать для развития ребёнка. Даже малыши, которым не исполнилось еще года, могут получить много полезного, играя на кухне в то время, когда мама готовит обед.
Усадите его в детский стульчик и дайте несколько предметов для игры. Например, пластиковые контейнеры или бутылочки с разноцветными крышками. Ребёнок может учиться подбирать крышку по размеру, попутно запоминая цвета. Пластиковые плошки и стаканчики можно вкладывать один в другой, осваивая понятие «больше/меньше».
Игра со скалками, досочками и посудой дает тактильные, зрительные и звуковые впечатления, помогающие познавать мир и развивать мозг. Да, возможно, это будет шумно. Ничего не поделаешь — ребёнок должен знакомиться и с громкими звуками тоже.
Если вы насыплете немного муки на поднос, малыш сможет рисовать на ней пальчиками и развивать мелкую моторику, что положительно сказывается на развитии центров речи.
Этой же цели может хорошо послужить кусочек теста, который можно мять, катать, превращать в колбаски или лепешку. В более старшем возрасте используйте соленое тесто, из которого можно лепить фигурки, высушивать их и потом разрисовывать.
Отличное занятие для маленького ребёнка — игра в Золушку. Дайте ему миску с горстью фасоли и гороха, риса и гречки, и попросите рассортировать. Это действие развивает точность движений пальчиками, внимательность и терпение. Чтобы сделать занятие нескучным, поставьте перед малышом несколько игрушек: слонику нужно отдать всю крупную фасоль, медвежонку достанется горох, уточка любит рис, а кукла Таня полезную гречку.
Макароны тоже могут стать «дидактическим материалом». Их можно сортировать по форме, выкладывать из них узоры и линии, обломки толстых макарон с дырочкой в середине можно нанизывать на шнурок.
Даже если ребёнок еще совсем маленький и просто играет в свои игрушки, пока вы занимаетесь приготовлением пищи, не упускайте это время: разговаривайте с малышом. Рассказывайте ему обо всем, что вы делаете, сопровождайте пояснениями все свои действия. «Вот это — кастрюлька, а это крышка от нее. Я наливаю в нее воду, чтобы сварить нам суп. Теперь ставим кастрюльку на плиту. Плита горячая, ее трогать нельзя, а то будет больно. Теперь я помою и почищу картошку, вот она. И красивую оранжевую морковку, а еще лук и корень петрушки. Картошку нарежем брусочками, а морковку кружочками. Вот такими, видишь?» Даже если вам кажется, что кроха не особенно прислушивается к вашим словам и ничего не понимает — разговаривайте. Все идет на пользу: информация накапливается, малыш учится ее осмысливать, и чем больше вы будете с ним разговаривать, рассказывая об окружающем мире, тем быстрее будет он развиваться.
Дети в возрасте 2-5 лет: «помощь» родителям
Ребёнку очень важно чувствовать свою причастность к делам взрослых. Не отказывайтесь от его помощи в приготовлении пищи, даже если она очень условна или даже сомнительна. Хвалите малыша за усердие и старание, дайте ему повод гордиться своими успехами. Кстати, даже капризные «малоежки» начинают есть с аппетитом, если принимают участие в приготовлении еды. Разве можно отказаться от супа, для которого собственными руками натер морковку или чистил лук? А как стараются дети, когда им поручают накрыть стол и расставить на нем приборы!
Что могут дошкольники на кухне:
- Ребёнок может подавать овощи и фрукты, попутно осваивая счет, запоминая цвета. Просите подать, например, 2 красных помидора, 3 зеленых огурца, желтый перец. Устный счет малыш освоит гораздо быстрее, если это будет проходить на практике. А заодно запомнит наименование овощей и закрепит названия цветов.
- Можно поручать малышам перемешать салат, почистить вареные яйца и картошку, нарезать мягкие овощи и фрукты, украсить готовые блюда.
- Младшие дошкольники вполне могут складывать в мойку посуду, а став постарше — и мыть ее.
- Поручите детям сделать бутерброды из нарезанных продуктов. Пусть ребёнок проявит фантазию в украшении этого простого блюда. Предложите ему вырезать из пластинок сыра фигурки с помощью выемок для теста, покажите, как можно использовать зелень, нарезанные маслины, разноцветные овощи для создания красивого и полезного завтрака.
- Ребёнок может помогать вам в приготовлении теста: отмерять ложками или стаканами муку и сахар, разбивать яйца, отделять желтки от белков, смешивать все в миске, раскатывать скалкой готовое тесто, учиться лепить пельмени и делать пирожки.
- В возрасте 5-6 лет малыш может под вашим руководством сам сделать песочное печенье, для начала — из готового теста. Раскатать, вырезать формочками печенье, разложить на противне, украсить миндалем, изюмом или вареньем, а после выпечки украсить глазурью — и потом с гордостью угощать всю семью кулинарным шедевром собственного приготовления. Предложите ему в процессе приготовления лакомства посчитать, сколько человек в семье, сколько печенья надо, чтобы каждому досталось поровну.
Участвуя в кухонных делах, ребёнок не только получает полезные навыки. Он учится понимать, что домашние дела требуют приложения усилий. Выполняя сам определенные обязанности, учится ценить и уважать чужой труд. Делая свой посильный вклад в семейные дела, получает возможность ощутить собственную значимость. А время, проведенное вместе с родителями за настоящим, полезным делом, переоценить просто невозможно.
Не нужно бояться привлекать детей к приготовлению пищи. Это полезно и интересно, если подходить к процессу правильно. Хочу дать несколько полезных советов родителям.
- Будьте готовы к тому, что на приготовление потребуется больше времени, чем обычно, поэтому выбирайте момент для совместных кулинарных занятий, когда у вас есть время и не нужно никуда спешить.
- Не ругайте малыша за то, что он что-то прольет, рассыплет или измажет. Лучше покажите, как ликвидировать последствия и утешьте. Вы тоже не всему сразу научились.
- Подготовьте все заранее: выберите несложный рецепт с небольшим количеством ингредиентов, запаситесь нужной посудой и аксессуарами. На случай неудачи имейте запасной рецепт попроще, или двойное количество продуктов.
- Обязательно хвалите ребёнка, расскажите об его успехе родственникам и знакомым. Дайте ему возможность почувствовать себя умелым и значимым.