20.07.2017 2582

Советы Аркадия Паровозова: обращение с огнем и острыми предметами

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Так страшно, когда ребенок тянется к огню, хватает острые ножницы или нож! Но правильно ли изолировать опасные вещи от детей, или лучше учить их безопасному поведению? Разбираемся вместе с MedAboutMe.

Дети, огонь и опасные вещи

Дети, огонь и опасные вещи

Многое из того, чем привык пользоваться в обыденной жизни человек, может представлять серьезную опасность при неосторожном или неправильном обращении. Это электричество, газ в плите, огонь, острые предметы — иголки, спицы, ножи, ножницы.

Довольно часто родители предпочитают просто не подпускать детей к подобным источникам опасности, действуя под девизом: «Подрастет, тогда и научится». Но изоляция нередко затягивается, так как чем старше становится ребенок, тем более неуклюже выглядят его попытки справиться со спичками или ножом, и тем страшнее думать о том, что способен натворить этот неловкий человечек с опасными предметами.

Другие родители идут иным путем: сдерживая свою тревогу и желание оградить малыша от любых опасностей, они стараются научить ребенка безопасному обращению с огнем и острыми вещами, даже ценой возможного негативного опыта в виде небольших порезов или слабых ожогов.

И практика показывает, что второй путь более безопасен, как ни странно. Что не исключает постоянного родительского контроля за действиями ребенка и соблюдения правил техники безопасности.

Ожог как профилактика?

Ожог как профилактика?

Разумеется, этого лучше избегать. Но чем раньше ребенок поймет опасность, которую таит в себе завораживающая стихия огня, тем осторожнее будет он к ней относиться.

Первое, что должны сделать родители, когда малыш начнет проявлять интерес к огню — надежно убрать из зоны его досягаемости все, что позволяет извлекать огонь, то есть зажигалки и спички. Лучше приучить ребенка приносить эти предметы родителям, если он вдруг где-то их нашел.

Вера вспоминает: «У нас в доме были курящие, поэтому зажигалки и спички могли лежать в самых разных местах. Сын, которому было тогда года три, периодически находил зажигалки и приносил мне, укоризненно говоря: «Мама, не оставляй зажигалку на столе, ведь я же ее взять могу!» Мы не изолировали сына от опасностей жизни, его отец был сторонником воспитания собственным опытом. Поэтому он разрешал сыну слегка обжечься, немного порезаться или уколоться. Мне было на это смотреть страшно, но эффективность такого подхода я оспаривать не могу: сын действительно научился осторожности очень быстро».

По статистике, чаще всего страдают от пожаров дети в возрасте до 5 лет и от 10 до 14 лет. Более 40% домашних пожаров происходит именно от того, что дети этих возрастных групп играют с огнем.

Малыши еще не умеют обращаться со спичками и зажигалками, а более старшие думают, что они уже овладели этим искусством, но не представляют себе всю грозную мощь стихии, переоценивают свои силы и способность справиться с пламенем.

Как поступать родителям?

Как поступать родителям?

Специалисты из Министерства чрезвычайных ситуаций рекомендуют:

  • Не старайтесь полностью изолировать детей от соприкосновения с огнем, не запугивайте их чрезмерно, иначе у малыша может сформироваться настоящая фобия, которая будет осложнять ему дальнейшую жизнь.
  • Объясните, что огонь опасен, и требует особенно осторожного обращения.
  • Убирайте все источники огня в недоступное место, если ребенок слишком рано начал проявлять к ним интерес.
  • Не недооценивайте способность детей забираться на столы и стулья, находить и доставать спрятанное. Способность чиркнуть спичкой или зажигалкой тоже не следует недооценивать.
  • Никогда не играйте с огнем сами, чтобы не вызывать у детей желания вам подражать. Объясните, что огнем пользуются только для дела: приготовить пищу, согреть помещение, нагреть воду и т. д.
  • Если ребенок начинает интересоваться огнем в возрасте 5-6 лет, можно начинать учить его правилам техники безопасности (ТБ) при зажигании огня и пользовании плитой.
  • Научите малыша чиркать спичкой в направлении от себя, покажите наиболее удобные и эффективные способы потушить спичку или свечу.
  • Объясните, почему нельзя наклоняться к огню, даже если это маленькая свечка на именинном тортике.
  • Расскажите, почему нельзя бросать в огонь разные предметы и плескать жидкость, свойства которой ребенку неизвестны.
  • Объясните правила поведения при пожаре и убедитесь, что ребенок их понял и запомнил.

Разрешайте детям учиться пользоваться огнем и горячими предметами в вашем присутствии. Чем менее запретной будет эта тема, чем обыденнее станет бытовое использование огня, тем скорее ребенок потеряет интерес к опасным играм и тем увереннее научится безопасному поведению.

Нож ребенку не игрушка… а полезный инструмент!

Нож ребенку не игрушка… а полезный инструмент!

В прежние времена, когда дети начинали помогать родителям по хозяйству с малолетства, девочек с раннего возраста учили шить иглами, вязать спицами, резать ножницами (если они были). Мальчики учились пользоваться ножами, гвоздями, топорами, вилами, пилами, а в дворянских семьях — и шпагами. Да, без травм не обходилось, но человечество не вымерло и не убило себя в младенчестве. Никто массово не проглатывал иглы, не резался до смерти и отрубленные конечности не загромождали улицы населенных пунктов.

А в наше время десятилетний школьник может не суметь отрезать себе хлеба, потому что не умеет пользоваться обычным кухонным ножиком, который от него всегда старательно прятали. Девочка-подросток не способна пришить пуговицу, потому что ей не дают в руки иглу — не дай бог, уколется, воткнет в себя или забудет где оставила и сядет на нее.

Наталья вспоминает: «Однажды к нам пришла наш семейный врач. Увидела, что моя трехлетняя дочка увлеченно шьет кукле платье, орудуя иголкой в силу своих способностей. Она буквально окаменела — что ЭТО? Как можно позволять малышке брать в руки опасный предмет, она же не понимает, чем это чревато? Тем временем дочка дошила свое рукоделие, аккуратно воткнула иголку в подушечку, спрятала подушечку в коробку и отнесла коробку на полку в тумбочке со швейными принадлежностями, после чего отправилась примерять кукле обновку. Врач была в шоке. Сказала, что она не может доверить ни ножницы, ни иглу своей 12-летней дочери, потому что она бросает их где попало и постоянно травмируется ими. Да, они всеми силами оберегали девочку от «опасных вещей». Кстати, эта девочка-подросток в ее возрасте не в состоянии разогреть себе суп, потому что не умеет пользоваться газовой плитой и боится это делать. По-моему, это ненормально.»

Большинство детей начинают проявлять интерес к режущим предметам в возрасте 2-4 лет. А большинство родителей при этом страшно пугаются и всячески препятствуют тому, чтобы дети знакомились с ножами или ножницами.

Но запретный плод, как известно, привлекательнее прочих, поэтому дети все равно добираются до завлекательных вещей — но уже без взрослых. И это гораздо опаснее.

Наиболее рациональный и безопасный путь — учить ребенка овладевать новыми потенциально опасными навыками под своим контролем, по мере проявления интереса.

Вот несколько советов для родителей.

  • Задача взрослых — не наказывать детей за любопытство, а просвещать и обучать безопасности.
  • Объясните ребенку, что нож, ножницы и иглы — полезные инструменты, требующие умелого и осторожного обращения.
  • Удовлетворите интерес малыша к острым предметам, когда он у него возникнет. То, что категорически запрещают, вызывает желание обойти запрет.
  • Дайте ребенку понять, чем опасно неосторожное обращение с острыми режущими и колющими предметами и объясните, как избежать опасности.
  • Научите правильно передвигаться с острыми предметами в руках (острием вниз), и как правильно их хранить.
  • Совсем маленькие дети могут познакомиться с ножами на примере пластмассовых ножиков из набора пластилина. Родителям следует научить их правильно держать нож и совершать им различные действия.
  • Дети способ