Школа — это социальный мир, в котором ребёнок реализует себя. После семьи, школьное пространство становится для детей вторым домом — они находятся в нем каждый день, учатся общаться со сверстниками и взрослыми, развивают психику и интеллект.
Во многих случаях пребывание в школе можно рассматривать как жизненный опыт ребёнка, с помощью которого он растет, развивается, взрослеет и становится личностью. Учитывая все это, можно сказать, что школа является важным звеном в детской жизни и влияет на становление его характера и поведения.
Вместе с тем семья — это то место, где ребёнок проводит большую часть времени. Перед тем как пойти в школу, он уже обладает устойчивыми и сформировавшимися качествами характера. Их в него заложили мать и отец — начиная с рождения, проживая вместе с ним возрастные кризисы, решая семейные проблемы и демонстрируя свое отношение к нему.
Учитывая двустороннее влияние на детскую психику родителей и образования, можно говорить о том, что ребёнок подвергается воздействию как семьи, так и школы, поэтому невозможно переложить ответственность за его поступки и формирование личности только на одну сторону.
За что отвечают родители, занимаясь воспитанием? Что лежит в зоне компетенции школы и педагогов? Ответы можно получить из данной статьи.
Почему родители и школа делят ответственность?
Как показывает практика, для этого есть несколько причин:
Трудности при взаимодействии с детьми. Если мать и отец не справляются с воспитанием — ребёнок не слушается их, не считает авторитетными, «садится на голову» — они могут начать считать, что это школа плохо повлияла на него. Бывает так, что школьные педагоги испытывают сложности, обучая ребёнка и общаясь с ним — он ведет себя неподобающим образом, не контролирует эмоции, срывает уроки — тогда учителя склонны обвинять родителей в том, что те недостаточно влияют на детей или плохо воспитывают их.
Говоря о том, кто в ответе за то, что ребёнок является неуправляемым в семье или дома, следует рассматривать каждый случай в отдельности. В это время нужно обратить внимание на то, что происходит с ребёнком, когда он не слушается. Что он, таким образом, хочет добиться и что мешает ему выполнять указания старших?
Когда атмосфера в семье является неблагоприятной, дети могут реагировать на нее так:
- не имея возможности «выплескивать» агрессию и напряжение дома, они делают это в школе;
- не получая от родителей внимание и поддержку, они бессознательно «выводят» педагогов на проявление отрицательных эмоций;
- переживая за отношения в семье между родителями, ребёнок склонен вести себя в школе замкнуто, тревожно, боязливо.
В таких случаях ответственность за детское самочувствие и поведение лежит на родителях. Они должны заняться налаживанием эмоционального фона ребёнка, и, если это произойдет, то он успокоится и его отклоняющееся поведение в школе сменится на благополучное.
Бывает так, что в семье у ребёнка все в порядке, однако в школе он хулиганит, не хочет учиться и конфликтует с педагогами. В этом случае стоит задуматься над тем, найден ли соответствующий подход к ребёнку со стороны учителей и понять, как они строят педагогический процесс, могут ли заинтересовать детей, вызвать у них положительные эмоции на уроках, привить любовь и интерес к знаниям.
Непринятый в коллективе ребёнок
Кто виноват в том, что ученик в классе имеет статус отвергнутого? Родители в этом случае склонны обвинять педагогов в том, что они недостаточно занимаются сплочением коллектива.
Учителя действительно имеют возможность управлять внутренними процессами между учениками, которые происходят в классе — они могут создавать ситуации успеха, чаще поддерживать и хвалить детей, которые не являются принятыми, говорить о дружбе, взаимопомощи и развитии общих интересов, учить ребят общаться между собой.
Однако прежде чем обвинять педагога в некомпетентности и недостаточном внимании по отношению к каждому ребёнку, следует понять, является ли тот, кого не принимают в классе, принятым в своей семье. Часто бывает так, что ребёнок приходит в школу с низкой самооценкой, замкнутым, неуверенным в себе. Если родители его постоянно критикуют и ругают, не позволяют выражать свои чувства и мнение, дают понять, что он никого не интересует, то школа для него может выступать такой же холодной и агрессивной средой.
Конфликты между детьми в школе
Кто в ответе за то, что дети в школе дерутся друг с другом? Проявление агрессии у ребёнка следует рассматривать в рамках его личных характеристик. Это значит, что, возможно ученик не владеет другими методами общения с детьми, такими как спор, отстаивание своего мнения, признание позиции другого человека. Тогда важно понять, как обстоят дела с проявлением агрессии в семье ребёнка, который бьет других детей.
Иногда дети дерутся, чтобы защитить себя — и такая реакция является нормальной, с точки зрения развития личности. Учителя в этой ситуации могут и должны контролировать проявление агрессивности и обучать детей конструктивным методам решения конфликтов.
Проблемы детей в семье
Ситуации развода, потери одного из близких, появления младших братьев и сестер, частых конфликтов между родителями, заболеваний и стрессов могут привести к тому, что у ребёнка снижается обучаемость и нарушается поведение в школе. В этом случае учителя никак не могут повлиять на то, чтобы детский эмоциональный фон был налажен — ребёнок не может резко взять и полюбить учиться, когда все его мысли только о том, что папа их бросил, или мама сильно болеет и он давно ее не видел.
Единственное, что могут сделать педагоги — это подержать ребёнка в его трудном положении, не «давить» на него, пока он переживает, тесно сотрудничать с семьей и совместно с ней создавать безопасные условия для его самочувствия и обучения.
Ребёнок не справляется с обучением
Кто должен отвечать за то, что дети плохо учатся? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно установить причины неуспеваемости. Иногда они могут заключаться в интеллектуальной незрелости, иногда в том, что у детей есть личные или семейные проблемы.
Бывает так, что детям не подходит система обучения, которую транслирует учитель — он слишком строг или равнодушен, оказывает эмоциональное или физическое давление, дети не успевают за темпом преподавания педагога. Ситуацию детской неуспеваемости можно разрешить, если взрослые будут сотрудничать вместе, думая о том, как создать условия для хорошего самочувствия ребёнка и развития у него интереса к учебе.
Педагоги, классные руководители, родители, детский психолог и социальный работник, объединившись, могут сделать гораздо больше для развития учеников, нежели конфликтуя, и перекладывая ответственность за обучение и воспитание детей друг на друга.