Современные родители все чаще привыкают контролировать все аспекты жизни своего ребёнка, в том числе и его образование. Они помогают ему наиболее комфортно и безболезненно адаптироваться в новой среде, отслеживают его успеваемость, качество получаемого образования, представляют его интересы. Для успешного вовлечения взрослых в процесс учебы необходимо грамотно выстраивать отношения с учителями, по мере необходимости рассказывая об особенностях своего школьника, его потенциале и возможностях, а также получая обратный отклик в виде информации о его успехах или затруднениях. Для правильной адаптации ребёнка в школе и построения продуктивного диалога с учителем можно воспользоваться рекомендациями этой статьи.
Подготовка ребёнка к школе
Успеваемость школьников во многом зависит от их настроя на учебу: если дети ждут уроков с воодушевлением и жаждой узнать что-то новое, то процесс обучения будет проходить значительно легче. Советы родителям для подготовки ребёнка к школе:
- Подготавливать его к занятиям ежедневно: заботиться о его сне, завтраке и собранном портфеле; убеждаться в отсутствии опозданий на уроки.
- Быть в курсе происходящих событий, регулярно расспрашивать его, как прошел день и обсуждать произошедшие события.
- Помогать ребёнку защищать себя, научить обращаться к учителю в случае непонятой темы или другого неусвоенного вопроса.
- Подключиться к школьной деятельности, вступив в родительский комитет или другую родительскую группу. Посещать открытые уроки, принимать участие в различных мероприятиях, устраиваемых школой.
- Правильно заполнять документацию, в том числе разрешения на различные экскурсии и выездные мероприятия.
- Познакомиться с учителями своего ребёнка, администрацией школы. Необходимо знать людей, с которыми будет контактировать ребёнок, и, при необходимости, не стесняться обращаться к ним за помощью в учебных вопросах.
Родители школьников, а особенно первоклассников, должны создавать детям положительный образ школы, воздерживаясь от ее негативной оценки.
Общение родителей с учителями
Важным аспектом контроля школьной жизни ребёнка является знакомство с классным руководителем и другими учителями. Выстраивание эффективных рабочих отношений с ними может оказаться сложным процессом, поэтому в общении можно придерживаться следующих рекомендаций:
- Знакомство с классным руководителем лучше провести в первую неделю учебы детей, не дожидаясь появления конфликтных ситуаций. Это поможет создать положительный образ и более доброжелательное отношение со стороны школы.
- Общение между учителями и родителями должно быть сосредоточено на повышение успеваемости ребёнка и поиске наиболее удобных для этого средств.
- Семья является наиболее близкой социальной группой для ребёнка, знающей его сильные и слабые стороны. Информирование учителей об особенностях характера, интересах и проблемах ребёнка помогут им найти к нему подход.
- Важным условием правильной адаптации является открытость родителей и их готовность рассказать о трудностях в семье, способных повлиять на отношения ребёнка с одноклассниками.
- Необходимо заранее определить способы общения: будут ли это личные встречи, общение по телефону или посредством социальных сетей. Также рекомендуется уточнить уместное время для звонков.
- Для поддержания прочных отношений с педагогами рекомендуется интересоваться проблемами класса и помогать находить пути их решения.
При личных встречах с педагогами помогут следующие советы родителям:
- заранее определить цель и тему встречи, обговорив, по каким вопросам будет проводиться беседа;
- запланировать время, удобное для педагога;
- составить план, записав для себя все интересующие вопросы, чтобы не пропустить важной информации;
- позитивно настроиться на предстоящую встречу;
- во время беседы следить за своей речью, жестикуляций и выражением лица;
- подводить итог каждого оговоренного пункта, чтобы избежать недоразумений или недопонимания;
- удостовериться в правильном понимании полученной информации;
- не стесняться задавать уточняющие вопросы и просить разъяснить непонятные нюансы;
- не затягивать беседу с учителем — она должна длиться не более 40 минут.
При необходимости можно договориться о повторной встрече, если времени для первой беседы показалось мало. В свободное время необходимо проанализировать полученную информацию и подготовить уточняющие вопросы.
Советы родителям: о чем говорить с учителем
Для многих родителей беседа с педагогами представляет затруднение из-за незнания того, какие вопросы лучше задавать. Чтобы правильно построить диалог и узнать больше информации о школьной жизни своего ребёнка можно воспользоваться следующими советами родителям.
Если ребёнок посещает подготовительный или первый класс, то список вопросов может выглядеть так:
- Находит ли он общий язык с другими детьми?
- Участвует ли он в групповых занятиях?
- Как помочь ребёнку освоить чтение?
- Может ли учитель рассказать больше о программе обучения чтению?
Если ребёнок посещает второй или третий класс, то список вопросов может быть таким:
- Испытывает ли ребёнок трудности при выполнении заданий, и если да, то какие именно?
- Помешают ли эти трудности дальнейшему обучению?
- Как исправить ситуацию?
При посещении ребёнком четвертого класса и старше родителей должны интересовать следующие вопросы:
- Как ребёнок справляется с основными заданиями?
- Находит ли общий язык с другими детьми?
- С чем он справляется легко, и с чем сложно?
- Нужны ли ему дополнительные задания?
- Выполняет ли он домашнее задание?
- Как справляется с контрольными?
- Есть ли ухудшения в обучении?
Заранее подготовив список вопросов, вам будет значительно легче выстраивать беседу с педагогом и узнавать важную информацию.
Поддержка детей при проблемах в школе
Взрослым людям необходимо помнить, что дети бывают разные, поэтому если у школьника внезапно снизилась успеваемость или его начали обижать одноклассники, то обязанность родителей поддержать его в сложной ситуации.
- Откровенно поговорить со своим ребёнком, попросить объяснить его взгляд на имеющуюся проблему и поддержать в процессе разрешения вопроса.
- Договориться о встрече с учителем, чтобы выяснить все спорные моменты.
- Настроиться на позитивный лад, так как конечной целью родителей и учителей является помощь ребёнку.
- Важно помнить, что родители наиболее точно знают своего ребёнка, и могут прояснить тот или иной его поступок или линию поведения.
- Не бояться задавать вопросы и просить рассказать дополнительную информацию: родители имеют право знать о времени, проводимом ребёнком в школе.
Важно понимать, что школа является вспомогательным социальным институтом в вопросе воспитания детей, а основная роль ложится на родителей ребёнка, поэтому очень важно контролировать процесс его обучения.