Сегодня диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности на основании поведенческих особенностей можно ставить практически каждому третьему-четвертому ребёнку. Именно на это расстройство принято списывать неусидчивость, капризность, недостаточную концентрацию внимания и другие особенности психики. Но медики сомневаются в истинной распространенности диагноза, поэтому родителям имеет смысл не только искать помощи у специалистов, но и пересмотреть свое отношение к воспитанию подрастающего отпрыска. Как следует решать проблемы, если дети выходят из-под контроля?
Удовлетворение любых капризов детей
Как часто родители соглашаются выполнить все, что требуют их дети, лишь бы прекратить истерику и сохранить пусть и кратковременный, но такой желанный мир в семье? Любое заявление ребёнка типа: «Я есть хочу», «Мне скучно», «Давай во что-нибудь поиграем» родители воспринимают как руководство к действию и бегут исполнять желание своей «кровинушки», даже не догадываясь, что оказывают ему медвежью услугу.
Да, побуждения у них самые добрые — сделать своего малыша счастливым, но в долгосрочной перспективе такой подход приводит к обратному эффекту.
По мнению опытного эрготерапевта Виктории Прудей, умение отодвинуть момент удовлетворения желания играет огромную роль в формировании ребёнка как личности. Вынужденный действовать в условиях стресса, он приспосабливается к ситуации и оказывается более подготовленным к дальнейшим жизненным перипетиям по сравнению с теми детьми, запросы которых тут же удовлетворялись родителями. Существует обоснованная точка зрения, что постоянная помощь родителей своим детям блокирует у них возможности и мотивацию достигать успеха в жизни самостоятельно.
Замена тепла и эмоций занятиями для детей в виртуальной реальности
Сегодня уже никого не удивляет еще не научившийся ходить карапуз в коляске, уверенно нажимающий на кнопки мобильного телефона или планшета. Родители вздохнули с облегчением: еще бы, с развитием новых технологий появилось больше времени на себя, пока чадо сражается с неведомыми бойцами в виртуальной реальности и завоевывает одну галактику за другой. Специалисты предупреждают об опасности современных технологий для нервной системы ребёнка.
Подобные занятия для детей могут спровоцировать развитие самых разных неврологических расстройств. Покидая виртуальный мир и сталкиваясь с реалиями мира привычного, дети порой не способны выполнять даже самые простые задания в школе. Их воображение и образное мышление страдают, падает творческий потенциал, ухудшается память и способность концентрироваться. Они привыкли к компьютерной графике и спецэффектам, а необходимость обрабатывать более низкие ступени стимуляции в обычной жизни вводят в ступор. Помимо недоразвития когнитивных способностей, по мнению многих педагогов, технологии эмоционально отторгают детей от семей, лишают их привычной формы общения, родительского тепла и ласки.
Обращение как с королем или королевой
Родители могут часами рассказывать о том, что любит и чего не любит ребёнок, что ему нравится делать: играть в компьютерные игры, смотреть телевизор и килограммами поедать сладости, а что не нравится (помогать маме по дому, отцу по хозяйству, ухаживать за домашним питомцем и т. д.). Родители нередко предоставляют своим детям свободу выбора и возможность самим решать, что для них хорошо, а что плохо. Но может ли ребёнок понять, как его надо правильно воспитывать? Это задача родителей, которую невозможно переложить на детские плечи. В противном случае потом приходится удивляться, почему взрослый сын или дочь не могут устроиться на работу, завести семью или найти друзей.
А все потому, что в детском понятии отсутствуют термины «надо» и «должно». Необходимо донести до своего ребёнка одну простую мысль: что ничего в этой жизни не дается просто так, чтобы получить желаемое, нужно постараться. И не всегда этот процесс должен приносить удовольствие.
Если малыш хочет добиться успеха в спорте, он должен тренироваться каждый день. Мечтает стать ученым? Необходимо подобрать ему соответствующие занятия для детей или хотя бы начать с хорошей учебы в школе и много и упорно заниматься. Беда в том, что дети хорошо осознают, чего они хотят, но плохо понимают, что для достижения поставленной цели придется потрудиться. Результат — несбывшиеся надежды и разочарование.
Каждый день как праздник: как это сказывается на ребёнке?
Сегодняшние родители могут только позавидовать своим детям, ведь такого обилия всевозможных игрушек в их время не было. Но вот парадокс: обладавшие в детстве одной куклой или одним солдатиком придумывали все новые и новые сюжеты для игр, а современные дети, имея свою комнату, сплошь заваленную игрушками, не могут никак себя занять. Им постоянно скучно, и родители вновь и вновь отправляются в магазин за новой игрушкой, устраивая своему ребёнку каждодневный праздник.
Бесконечное веселье оказывает на психику ребёнка самое негативное влияние. У него не развиваются навыки работоспособности. Многие дети не только не помогают родителям по дому, но и считают возможным требовать, чтобы старшие под любым предлогом бежали развлекать своих скучающих чад. Но труд, даже такой элементарный, как сбор игрушек и приведение своей комнаты в порядок, тренирует мозг, развивает умение функционировать без посторонней помощи, что повышает степень обучаемости в школе. Почему при любой встающей перед ними задаче дети сдаются, не прикладывают усилий для ее решения? Потому что бесконечное веселье повернуло процесс развития ребёнка вспять, считают некоторые специалисты.
Ограничение социального взаимодействия: как это отражается на развитии ребёнка?
Удивительно, как изменился круг общения детей за последние пару десятилетий! Сегодня уже никто не придет в гости к больному ребёнку, потому что все до ужаса боятся всевозможных вирусов. Молодые мамы нередко пропускают прогулки, ведь гораздо проще занять чадо каким-либо гаджетом, пока выполняешь какую-либо работу по дому или сам увлеченно общаешься в сети.
Раньше детей практически независимо от статуса и материального положения родителей помогала воспитывать улица, тот социум, в который входили сверстники и взрослые соседи. Сегодня же мамы и папы прикладывают максимум усилий, чтобы чадо не болталось без дела, забывая о важности совместных игр, исследования мира без указаний взрослых, да и просто о необходимости быть на свежем воздухе.
Социальные навыки, умение контактировать с другими детьми и договариваться играют огромную роль в деле достижения успеха в жизни. Мозг, как и мышцы, необходимо обучать и тренировать. Ведь если родитель хочет, чтобы ребёнок научился играть на флейте, он покупает ему инструмент и нанимает педагога, а если желает развить в ребёнке умение ждать, то должен научить терпению. Умение общаться развивается только в социальной среде, среди таких же детей.
Поэтому полезно будет подбирать для детей занятия, где им придется делиться и договариваться, проигрывать, поддерживать, защищать слабых, говорить другим приятные слова. Не надо бояться устанавливать для них рамки и учить выполнять монотонный труд соответственно возрасту. Позже дети скажут за это спасибо. Родителям надо помнить, воспитание детей — нелегкий труд, но это вклад не только в их, но и свое будущее.