Любая профессия накладывает свой отпечаток: врачи смеются над фильмами про больницы, педагоги — над картинами про учителей. Сталеварам и фермерам тоже смешно. Но, пожалуй, наиболее неправдоподобно на экране выглядят роды. Одни режиссеры уверяют, что родить можно за пару минут, другие с упоением показывают боль и ужасные мучения женщин, страдания отцов, мечущихся у постели, розовенького малыша, как награду за мучения… Ах, да, и непременно все начнется с отхождения вод в публичном месте и фразы «Началось!». Давайте разберемся, почему состоявшихся мам это все смешит (а порой и бесит), и во что не надо верить.
В фильмах: внезапная и сильная боль, по которой сразу все понятно
На экранах роды начинаются с того, что героиня охает, хватается за живот, сгибается и сразу понимает: вот оно, началось! Хотя до этого она мирно сидела в кафе, гуляла по магазину или готовила панкейки. Но настала та самая минута, и все, роды стартовали.
На самом деле такое — невероятная редкость. В жизни все начинается с легких спазмов, которые поначалу даже сложно отличить от тренировочных схваток Брекстона-Хикса. Потягивает живот, поясницу, немного болит, вот ритмичность нарастает, боли усиливаются. И, наверное, это все-таки роды. Или еще нет?
Рождение малыша, особенно в первый раз — процесс не быстрый, все происходит постепенно, и порой приходится мучительно долго ждать и подсчитывать промежутки между схватками, чтобы точно понять: пора в роддом. А еще советуют поменять позу, сходить в душ, так как порой нередко действительно бывает только сигналом о тренировке матки перед родами. И с такими схватками неуверенную будущую мать отправят из роддома домой «дохаживать». Так что в действительности никто не пройдет с табличкой «Вы рожаете, дубль первый».
В фильмах: роды начинаются с излития вод
Ну уж если не боль укажет на начало родов, так воды отойдут. На самом деле самопроизвольное излитие вод случается далеко не у всех, и еще реже роды начинаются с разрыва плодного пузыря. И количество амниотической жидкости в кино тоже преувеличивают. На курсах подготовки к родам будущим мамам советуют не пугаться. Как правило, вытекает только небольшая часть, несколько чайных ложек, а потом малыш перекрывает шейку головкой. Чтобы заранее подготовиться и научиться правильно понять объём вытекающих вод, можно налить на пол 5-6 чайных ложек воды и запомнить размер лужи.
Нередко случается и так, что родильница уже в руках врачей, роды действительно начались, схватки активные, а плодный пузырь разрываться не спешит. В таких случаях акушерам-гинекологам приходится разводить околоплодные оболочки вручную, чтобы стимулировать рождение малыша.
В фильмах: добралась до роддома — сразу отвезут в родильную палату
Только-только успели в роддом, скорее рожать! Все бегают вокруг, и проходит пара минут, несколько стонов, и малыш уже снаружи!
На самом деле далеко не всех, прибывших в роддом, сразу примут. Неопытные (а нередко и опытные) мамы часто путают предвестники родов и настоящее начало родовой деятельности. С предвестниками из роддома женщину отправят домой ждать настоящих схваток. В случае какой-либо опасности могут положить в отделение патологии, но уж точно не помчат в родблок.
И даже если роды действительно уже начались, от приезда в клинику до встречи с ребёнком могут пройти долгие часы. В среднем первые роды длятся 8-12 часов, вторые — 6-8. Бывает и дольше.
Справедливости ради надо сказать, что бывают срочные роды, которые длятся от нескольких минут до двух часов. Но не стоит завидовать: такая скорость плохо сказывается на здоровье малыша и его матери, женское и детское тело должны медленно адаптироваться, подстроиться под размеры друг друга, чтобы роды прошли без осложнений.
В фильмах: малыш розовый, пухленький, чистенький
Малыш в кино мил и привлекателен. И это понятно: именно так себе обычно и представляют младенцев зрители, те, кто никогда не видел новорожденного ребёнка. У «правильного» киногеничного малыша пухлые щечки, приятный цвет лица, умненький взгляд, еще немного — он улыбнется маме и начнет гулить. А все потому, что на экранах нам показывают как минимум месячных младенцев, а чаще детей в возрасте 2,5-3-х месяцев от роду.
В действительности новорожденный малыш красив в основном для любящей матери, порой отца. Неподготовленный человек, выросший на фильмах и фотографиях из журналов, увидит страшненькое красненькое существо. Иногда не красненькое, а синенькое, то точно не бело-розового ангелочка с кудряшками. Глазки новорожденных малышей узкие, опухшие, бровки почти не видны, на носу часто белые точки, ручки и ножки тонкие, кожа складочками и вся покрыта белесой первородной смазкой. В целом, картинка не для мелодрамы. Но дети действительно рождаются именно такими, так что будущим отцам неплохо бы подготовиться к зрелищу заранее и не удивляться, почему малыш так непохож на фото с рекламы подгузников.
Кстати, крик новорожденного и подросшего «ребёнка с экрана» тоже не одинаков.
В фильмах: отец мечется у кровати и падает в обморок
Отец — непременный действующий персонаж, причем часто самый драматический. Он под тревожную ведет машину с рожающей матерью или срочно прибегает в роддом. В родблоке он мечется в ужасе, мешает врачам, отчаянно кричит: «Дыши, детка! Дыши, он уже идет!» В конце сцены он обязательно падает в обморок, как самый настрадавшийся, разумеется, притягивая все внимание врачей.
На самом деле все совсем не так. Есть прекрасные отцы, которые проходят через роды вместе с женой раз за разом и умеют помассировать вовремя поясницу, дать попить, позвать врача, поболтать между схватками и напомнить, как правильно тужиться, чтобы не напрягать глаза. Но большинство «первородящих пап» хотя и несколько теряются в процессе, но не мечутся по палате и не падают в обмороки от вида крови. Некоторые перерезают пуповину, раньше мамы берут новорожденного на руки и светятся от счастья и гордости. И уж точно не считают себя центром вселенной и самым большим страдальцем в роддоме. Ну а если отец ведет себя не вполне адекватно, то акушеры найдут слова, чтобы успокоить, или попросят выйти из родблока в потужной период.