Собираете чадо в первый класс и вспоминаете школьные годы чудесные? Тогда стоит точно узнать, какие кардинальные изменения произошли в системе образования за последние четверть века. И речь не только о ЕГЭ/ОГЭ и 11 годах образования вместо десяти. MedAboutMe подготовил список перемен, которые затронули каждую школу в России.
Вместо одной программы — разные учебники в разных школах
Как было?
За десятилетия существования советской школы была выработана единая образовательная программа. По учебникам, которыми пользовались в одном городе, можно было без сомнения учиться в совершенно другом, вне зависимости от размера школы и региона страны.
За редким исключением специализированных углубленных программ во всей России была признана единственная программа, именно она сегодня в измененном варианте преподается как «Школа России».
Как сегодня?
В 90-е стали появляться дополнительные программы, учебники и системы Занкова, Эльконина-Давыдова. Чем дальше — тем больше программ. Учебно-методические комплексы (УМК) для начальной школы сегодня есть в нескольких вариантах, и не только школы, но и учителя могут выбирать, по какой программе будут учиться дети.
Каждая программа дает примерно одинаковый объём знаний в течение 4-х лет, различаются они последовательностью тем и интенсивностью обучения. Количество часов на освоение, к примеру, деления, может быть кардинально отличным. Более того, некоторые УМК, одобренные в 2014 году, скоро будут под запретом. Например, «Математика» Петерсон, над которой проплакало не одно поколение младших школьников и их родителей, признана сегодня «недостаточно систематической».
Что это означает в целом? Во-первых, при выборе школы стоит присмотреться и узнать, по какой программе предстоит учиться ребёнку. Во-вторых, надо учитывать, что отбор УМК все еще продолжается, а значит, именно ваше дитя может оказаться «подопытным», осваивающим не вполне подходящий для детей учебник.
Dо you speak English?
Как было?
Иностранный язык стандартно включался в программу, начиная с 4 класса. В 90-е исключением из этого правила стали не только специализированные школы, но и гимназии и колледжи.
Как сегодня?
Иностранный язык станет вашей реальностью уже со второго класса. Так что готовьтесь, вспоминайте артикли и правила и надейтесь, что изучать ребёнок станет тот язык, от которого у вас остался какой-то багаж знаний.
Новые названия старых уроков?
Как было?
В начальных классах, помимо основных предметов, у детей были труд/рисование (оно же ИЗО), музыка, природоведение и два часа физической культуры.
Как сегодня?
Новый урок с громким названием «технология» — это комбинация труда и рисования. Готовьте пластилин, краски, бумагу, семена, листья и прочие подручные средства заранее. Информатика, освоение компьютерной грамотности, во многих школах начинается прямо с первого же класса и с базовыми заданиями по программированию.
Природоведение сегодня — это уроки по окружающему миру. Исчез дневник для наблюдения за природой и погодой (к счастью), но появились социальные аспекты того самого «окружающего мира». На этом уроке дети знакомятся как с домашними растениями и стороной, на которой у дерева растет мох, так и с историей велосипеда, типами домов в различной местности, гербами, основами ОБЖ и некоторыми историческими моментами. Все довольно смешанно и неожиданно, так что рекомендуем пролистать учебник заранее, чтобы суметь ответить на вопросы про Минина и Пожарского или вовремя набрать желудей для поделки.
Физкультур теперь будет не менее трех в неделю, а еще появился такой непростой урок, как преподавание основ светской этики или религия. При этом в больших школах есть шанс, что ребёнок будет получать знания, которые родители посчитают необходимыми, а вот в сельских школах и небольших городках, как правило, выбор в пользу или светской этики, или христианства. Преподаватель для всех вариантов будет один.
Каждому учебнику — своя тетрадь
Как было?
Тетради по 2 копейки за штуку: в клеточку, в широкую и косую линейку.
Как сегодня?
Тонкими чистыми тетрадями сегодня не обойтись: к каждому учебнику издаются рабочие тетради, и все это надо приобретать комплектами. В таких готовых тетрадях дети рисуют, пишут, считают, заполняя пробелы и строчки.
Финансы
Как было?
Официально среднее школьное образование было бесплатным. При этом бесплатными же были учебники из библиотеки, еда в столовой и продленка в начальных классах.
Как сегодня?
Хотя официально среднее образование по-прежнему бесплатное, затрат оно требует все больше. Платные уроки пока только грозятся ввести, зато перечень платных услуг растет с каждым годом.
Покупать самостоятельно придется не только форму и канцтовары, но и учебники с рабочими тетрадями. Оплачивают родители, как правило, услуги охранников в школе, организацию праздников, утренников, поездок и экскурсий, дополнительных занятий.
Завтракать в школе теперь дети могут за 50% условной стоимости еды, обедать — за полную. При этом в буфетах обычно можно купить еще и различные сладости, и к такой доступности для ребёнка всяких шоколадных батончиков надо быть готовым. Форма оплаты за еду зависит от школы: в мегаполисах деньги вносятся на карточку школьника (она же пропуск в школу, она же проездной), в городах и селах с меньшими бюджетами могут требовать квитанции или оплату наличными.
Конфетами на день рождения тоже обойтись мало где удается, детям теперь принято дарить подарок «от класса», и, разумеется, родителям придется скидываться на выпускные с угощением, развлекательными программами, украшение класса и фотосессии. К счастью, как и в детском саду, таких затрат можно избежать. К несчастью, за право не участвовать в выпускных и праздниках придется побороться с родкомитетом.
Пиджаки и сарафаны
Как было?
Как раз четверть века назад волна отмены школьной формы прошлась по всей России, и классы стали радовать глаз разнообразием одежды, а также довольно четким социальным статусом каждого ученика, что в целом оказалось негативным фактором.
Как сегодня?
Практически везде есть школьный регламент: как минимум, требования оттенков для «низа» и «верха» и запрет на все, что похоже на джинсы.
Многие школы условным регламентом не ограничиваются: родителям раздают каталоги фирм-производителей с указанием «первые класссы — страница такая-то, вторые — такая-то». Набор «со страниц» включает только базовые вещи, например, юбку, сарафан и пиджак для девочки, брюки, жилетку, пиджак для мальчика, и обходится в 5 000-8 000 рублей. Качество радует нечасто. Блузки и рубашки надо покупать отдельно.
Совет: не спешите покупать сразу несколько брюк или юбок. Как правило, после первого месяца требования к форме снижаются, и точное соответствие становится нужным только на праздниках. А для каждого дня подходит одежда примерно в тех же тонах, но от совсем иных производителей.
Дневник, который не закопаешь
Как было?
Обычный дневник с белой обложкой и графами на неделю внутри, который надо было заполнять и детям, и учителям. Из дневника вырывали страницы, дневники теряли, предъявляли родителям со страхом или, наоборот, с гордостью. Учителя в них проставляли отметки, вписывали замечания, родители расписывались «Ознакомлен».
Как сегодня?
Электронная форма на спецпортале, дневник, который родители могут просмотреть в любой момент с любого девайса. Там и задания, и отметки. Ни потерять, ни сжечь, ни стереть замечание.
Домашние задания
Как было?
Домашняя работа была рассчитана на самостоятельное выполнение, все задания — по возрасту. Родители, как правило, ограничивались контролем, порой помогали понять материал. Но в целом необходимости в родительской помощи не было.
Как сегодня?
При многих вариантах домашних заданий без родителей справиться невозможно: их вовлеченность обязательна. Первоклашкам приходится что-то фотографировать, распечатывать, готовить презентации и проекты, «узнавать или находить информацию», для чего, естественно, нужны взрослые.
Русский язык знают не все
Как было?
Абсолютное большинство детей, поступающих в первый класс, знало русский язык.
Как сегодня?
Около четверти школьников в больших городах — из семей мигрантов. Хотя детей стараются разделять по уровню знания русского языка, однако программ для адаптации тех, кто им не пользуется дома как основным, нет, и это мешает и самим детям, и их одноклассникам, и учителям. К счастью, в раннем школьном возрасте язык усваивается достаточно быстро. К несчастью, в смешанных классах программы требуют корректировки, которая до сих пор не разработана.
Кто остается на второй год?
Как было?
В целом в начальной школе было сложновато остаться на второй год, однако все же возможно. «Двойка» за год, не исправленная на летней пересдаче, автоматически отправляла на повторное освоение программы.
Как сегодня?
Во-первых, сегодня для того, чтобы стать второгодником, надо получить и не исправить сразу две «двойки». Во-вторых, и в этом случае можно перейти в следующий класс, к примеру, в коррекционный, или же отправиться на домашнюю/заочную форму обучения. А старшекласснику стать второгодником не удастся совсем: при двух и более «парах» отправят учиться в вечернюю школу.
Электронные девайсы
Как было?
В средней школе осваивали пользование калькулятором, потом — компьютером. Из советского наследия у некоторых счастливчиков были игры «Ну, погоди», из постсоветского «Тетрисы» и тамагочи, в которые играли на переменках.
Как сегодня?
Планшеты и смартфоны осваиваются еще в детсадовский период. К началу школы у многих уже есть свои девайсы с доступом в интернет, аккаунты в соцсетях. Калькулятором пользоваться дети учатся раньше, чем считать в столбик, и это — дополнительная проблема. Старшеклассники с трудом вспоминают таблицу умножения, ну а на уроках многие учителя запрещают не просто доставать, а держать включенными телефоны даже первоклашкам.
Без ключа на шее
Как было?
Ключи на веревочке, самостоятельная дорога в школу и обратно, обед на плите, «домашка», кружки и прогулки во дворе (и не только) с первого же класса.
Как сегодня?
Такая картина возможна только в небольших городах. В крупных у детей в начальной школе теперь, как правило, и ключей от дома еще нет. До 10 лет ребёнка без подписанного разрешения родителей не выпустят из школы, и разрешающих родителей все меньше.
Такой контроль — не только следствие современных условий жизни в мегаполисах. Изменились и сами дети, и это — подтвержденный исследователями факт.
Полвека назад под руководством известного профессора психологии Даниила Эльконина было проведено исследование «чувства взрослости» у детей 4-5 классов. Оценивали, насколько дети хотели быть, казаться, действовать, как взрослые. Год назад в Центре исследований современного детства это исследование повторили, и вот результаты:
- в 60-х 11-12-летние дети жаждали обращения, «как с взрослым». Современные пятиклашки считают себя все еще детьми, так как детство им кажется более привлекательным периодом, чем взросление, приносящее слишком много обязанностей и мало свободного времени;
- в советское время у детей отношение к образованию было более осознанным. Сегодня дети находятся под давлением родителей и школы, и пассивно следуют требованиям системы, хотя бы и напоказ;
- 50 лет назад дети признавали авторитет учителя и взрослого. Сегодня у подростков активно растет критическая позиция, знания педагогов ставятся под сомнение. Вот интернет — в «авторитетах»;
- самостоятельность — не «конек» современных школьников, в отличие от их бабушек и дедушек. От большинства домашних дел, которые были в обычном списке ученика полвека назад, сегодня дети избавлены;
- для домашних дел нет и времени: современный ребёнок проводит намного меньше времени дома. При этом дополнительные занятия и кружки выбирают не по принципу «а еще мне петь охота», а те, которые считают престижными и перспективными родители.
«Оказание образовательных услуг»
Как было?
Школа не только обучала, она воспитывала, учила дружить, прививала ценности и вмешивалась в домашние процессы. Цель образования также звучала, как «ликвидировать безграмотность», и педагоги несли ответственность за усвоение учениками знаний.
Как сегодня?
Образование формально перешло в сферу услуг. Педагог предлагает знания, дело ученика — их усваивать или отвергать, ответственности на учителе за то, что осядет в детской голове, нет. Поэтому все надо контролировать, стимулировать и направлять самим родителям и учить ребёнка потреблять услуги в полном объёме (и, кстати, требовать их соответствия положенным стандартам).
Основное отличие современной школы, о котором твердят уже даже в Министерстве Образования: детей сегодня не учат учиться. Они не получают навыки систематизации и усвоения знаний, и это означает, что такое умение, самое важное для успешного будущего, придется развивать в семье. Как и множество других, самых разнообразных и казавшихся очевидными для каждого первоклашки еще каких-то четверть века назад.