Ребёнок — это маленький человек, который привязан к родителям, и в то же время зависим от них. На его развитие и становление характера влияет все, что говорят или делают в семье отец и мать. Методы воспитания, которые применяют к детям взрослые, не всегда являются правильными, а иногда бывают вредными и даже опасными.
В этой статье собраны самые популярные способы воспитания детей, которые приводят не к их развитию и благополучию, а наоборот — делают из них неудачников, снижают самооценку, уверенность в себе и провоцируют рост неудовлетворенности членов семьи друг другом. Почему родители верят ряду заблуждений и мифов, касающихся воспитания и отношений с ребёнком?
Почему родители следуют вредным советам?
Испытывают трудности в отношениях с детьми. Когда в семье появляются проблемы — ребёнок не слушается, грубит, плохо учится, дерется, имеет плохие привычки и так далее — родители задумываются над тем, как изменить детское поведение в лучшую сторону. Не имея богатого опыта воспитания и сомневаясь в себе, мать или отец склонны прислушиваться к тому, что говорят окружающие. Это могут быть их родители, другие родственники, друзья или коллеги. Советуя, как воспитывать чужих детей, люди отталкиваются от собственного опыта. Если мать и отец начинают делать так, как говорят им другие, то они рискуют усугубить конфликты в собственной семье. Каждый случай семейных проблем индивидуален, и подбирать методы воздействия на ребёнка нужно в соответствии с его характером, семейной атмосферой и привычками. Не факт, что то, что будет работать в отношении одних детей, также станет эффективным методом общения с другими.
Родители находятся в зависимости от своих родителей. Так бывает, когда мать и отец сами еще достаточно молоды и неопытны, и тогда они прислушиваются тому, что говорят в их родительской семье о воспитании детей.
Мать и отец не имеют авторитета для ребёнка. Так бывает в семьях, где дети с самого рождения растут избалованными — им все позволяется, за них все делается, они не знают правил и ограничений. Когда случаются проблемы, родители оказываются бессильны в том, чтобы повлиять на ребёнка.
Мать и отец не уверены в себе. Если родители не доверяют своим чувствам, сомневаются в принятии решений, не знают, что лучше для их ребёнка, то они бессознательно «сбрасывают» с себя с себя ответственность за воспитание, перекладывая ее на других людей. Тогда, в случае неудовлетворительного результата, они не буду чувствовать себя виноватыми.
Родители привыкли опираться на статьи и книги по детской психологии, телепередачи по воспитанию детей, но не на собственный опыт и чувства. Взаимодействуя таким образом с ребёнком, они не слышат его потребностей стараются «подогнать» детское поведение под рамки принятого и нормального с точки зрения общества.
Что делать, чтобы общение между родителями и детьми не подвергалось влиянию со стороны, и как, мать и отец могут найти методы воспитания, подходящие к индивидуальным особенностям своего ребёнка?
Они должны хорошо знать его характер и привычки, предпочтения и склонности, понимать, почему он капризничает или не слушается. Когда контакт между родителями и детьми налажен хорошо, и они не имеют в отношении младших завышенных ожиданий, то особых проблем в воспитании не возникает.
Слышать своего ребёнка и себя самого — главный секрет хороших отношений в семье и того, что методы, применяемые взрослыми, будут работать во благо. Вместе с тем, нужно отказаться от следования нелепым советам которые иногда предлагает окружение.
Ребёнок должен уметь терпеть
Думая так, многие взрослые создают ситуацию, в которой ребёнок должен уметь справляться с негативными чувствами или физиологическими проявлениями. Так они, желая сформировать в нем терпеливость, заставляют малыша стоять в длинной очереди в супермаркете, долгое время неподвижно сидеть перед дверью врача, никогда не проявлять агрессию по отношению к другим детям — терпеть, когда неприятно.
Ребёнок дошкольного возраста физиологически неспособен долго ждать. Если не научиться защищать себя, то можно превратиться в жертву по жизни и привыкнуть терпеть обиды и оскорбления.
Дети не должны думать только о себе
Так считают некоторые взрослые и приучают ребёнка отдавать свои вещи и игрушки другим, потому что делиться — это правильно и полезно. В результате такого воспитания, ребёнок может перестать видеть себя как личность и всю жизнь думать о благополучии окружающих, но не себя самого.
Думать о себе дети должны научиться в первую очередь — защищаться и понимать свои потребности и желания, но это не говорит о том, что другие должны страдать от их самооценки и хорошего отношения к себе.
Слишком много внимания вредит детям
Так думают родители, боясь избаловать детей. Следует отказаться от этого нелепого совета в воспитании, потому что внимание и любовь — это первое и самое важное, что нужно ребёнку. Однако родители, проявляя его, должны сами чувствовать себя хорошо и спокойно. Если у них есть нерешенные проблемы, то лучше сначала заняться ими — их решение поможет продуктивно проводить совместное время с детьми.
Дети должны знать свое место
Такого принципа могут придерживаться взрослые, когда детские игры или вопросы их раздражают и отвлекают. В семье у каждого человека должна быть своя роль, когда родители являются авторитетными, а дети чувствуют себя под защитой. Однако такое общение между членами семьи не отменяет тесного взаимодействия между ними — семейных игр, объятий, поцелуев, душевных разговоров, близкой поддержки.
Ребёнок должен жить в счастье и благополучии
Так могут думать мать и отец, и стараются оградить детей от любых проблем, а если они возникают, то занимаются решением вместо них. Это не способствует развитию самостоятельности, приучает к зависимости и показывает только одну сторону окружающего мира — положительную, что не является правдоподобным.
Дети должны уметь решать проблемы, которые им по силам, а родители, при возможности, могут им в этом помочь, но не выполнять вместо них.
Ребёнок должен уметь все делать сам
Это очень спорное выражение, которое может быть применимо к одному возрасту и противоречить другому. Прежде, чем ребёнок станет самостоятельным, родители должны научить его этому и собственным примером показать, как и что следует делать самому. После этого не стоит мешать ребёнку проявлять инициативу.
Также взрослым важно запомнить то, что дети способны выполнять сами те вещи, к которым они являются готовыми физиологически и психологически. Если этой готовности нет, то давление на ребёнка может спровоцировать развитие у него стресса или невроза.
Общаясь в семье, матери и отцу полезно опираться на свои чувства и опыт, которые они приобретают день за днем, занимаясь воспитанием. Только так оно принесет плоды, и ими будут довольны все — родители, радующиеся детским успехам и дети, получающие заботу и поддержку.