17.08.2017 1147

Проблемы родителей при инвалидности у ребенка

Если еще до родов или сразу после рождения становится известным факт появления на свет ребенка с пороками развития, что грозит инвалидностью — такая новость может стать тяжелым стрессом для семьи. Не все родители морально и физически, финансово готовы к воспитанию подобных детей, появляется множество страхов в отношении будущего и сомнений в том, справятся ли они с патологиями малыша. Вполне естественны отрицательные эмоции и переживания, страх и сомнения — ситуация серьезная, особенно зная отношение общества к подобным малышам. Какие же советы помогут родителям, что им стоит знать?

Отношение к детям, не таким как все

Отношение к детям, не таким как все

Если инвалидность ребенка не бросается в глаза — в этом случае родителям проще, не нужно отвечать на многочисленные вопросы, нет косых взглядов и немого осуждения или сочувствия. Но если дети имеют внешние дефекты, серьезные пороки развития, приводящие к проблемам передвижения, общения или страдает умственное развитие, нередко отношение со стороны окружающих может быть не вполне адекватным. Многие люди предпочитают сторониться таких детей и их семьи, другие проявляют нездоровый интерес и любопытство, третьи дают неуместные советы и отпускают язвительные реплики, особенно если поведение или внешность ребенка инвалида бросается в глаза. Нередко дети не понимают особого к себе отношения, но сами родители видят — как и что изменилось со стороны ранее близких и знакомых, и с этим фактом придется смириться, пережить его. Важно понимать, излишнее внимание к инвалидности и особенностям детей — это не проблема семьи, а невоспитанность и нетактичность окружающих, которых не научили уважительно относиться к любой личности. Не стоит формировать в себе комплекс вины за появление на свет ребенка с болезнями, пороками развития или умственными отклонениями.

Ребенок с пороками развития и патологиями: психологические проблемы семьи

При появлении в семье ребенка, у которого выявлены пороки развития либо опасные патологии, приводящие к инвалидности, ставит родителей перед фактом того, что с этим необходимо свыкаться и жить. Естественно, что ребенок серьезно будет внешне и эмоционально отличен от здоровых малышей, неизменно будут формироваться сложности, и первые эмоции не всегда позитивны — это вполне нормальная реакция психики. Члены семьи могут ощущать страх за будущее, не только ребенка с пороками развития, но и всех остальных членов, панику и даже стыд. Помимо этого, немедленно возникает и проблема дефицита знаний о патологии, из-за чего родители не знают — как воспитывать, лечить и ухаживать за таким крохой. Зачастую закрывшись в своем горе от всех, они в одиночку переживают проблему, сознательно разрывая связи с близкими и друзьями и боясь осуждения, неадекватных реакций и нелепых советов. Жизнь с детьми, имеющими пороки развития, приводящие к инвалидности, не будет легкой, но в течение ее есть особые периоды, наиболее сложные в психологическом плане.

Инвалидность ребенка: особые периоды жизни

Инвалидность ребенка: особые периоды жизни

Самыми тяжелыми моментами в жизни семьи с таким ребенком будут некоторые моменты, когда особенно острыми становятся как чисто психологические моменты, так и проблемы медицинского или социального уровня. При инвалидности детей выделены периоды, которые будет наиболее сложно переживать как родителям, так и всей близкой родне в целом. Это время, когда сам факт серьезных проблем в здоровье только выявлен и инвалидность только установлена. В этот период переживается горе от безысходности состоянии и невозможности радикально что-либо сделать, формируются чувство беспомощности или страх, могут возникать сомнения в своих силах и неуверенность в завтрашнем дне и том, что родители смогут дать малышу весь необходимый объем помощи и ухода.

Другой период, сложный при наличии инвалидности — это дошкольный период, когда приходит понимание того, что дети не смогут обучаться в привычной среде школьников. Затем будет трудным подростковый период, со сложностями налаживания контактов со здоровыми детьми для социализации в привычную среду ровесников, особенно в случае, когда затрагивается противоположный пол. Зачастую дети с инвалидностью становятся отшельниками и затворниками, отгороженными от привычных радостей жизни.

Дальнейшие трудности родителей: с чем можно столкнуться

По мере взросления детей, проблем у родителей также не убавляется, уже в школьном возрасте, к окончанию обучения, встает вопрос о профессиональном ориентировании с поступление в ВУЗ либо получением профессии. Нередко инвалидность ограничивает сферы профориентирования и дальнейшего выбора профессий, что грозит сложностями в устройстве на работу, если оно вообще возможно. Нередко на этом фоне родители сильно конфликтуют с подросшим ребенком, интересы которого могут расходиться с реальными возможностями.

Естественно, что подобные трудные этапы проходят не все семьи, так как сильно влияют на их развитие те патологии, которые привели к инвалидности и ограничениям. Нередко тяжелые патологии могут приводить к глубоким интеллектуальным нарушениям с невозможностью обучения, и ребенок остается по сути малышом, хотя тело его может расти. Если же это соматические патологии, тогда трудности возможны в период подросткового периода или уже на этапе профессиональной ориентации, в этом случае родители должны проявить в отношении детей максимальное участие и тактичность.

Эмоции и переживания, помощь семье

Эмоции и переживания, помощь семье

В подобной ситуации крайне сложно давать советы, важно время для того, чтобы первые эмоции поутихли и затем постепенно начались поиски выхода из сложившейся ситуации, нужна поддержка и общение с людьми, имеющими схожие проблемы, жизнь продолжается и ребенку нужна поддержка и уход. Важно, чтобы близкие родственники принимали ребенка именно таковым, каким он родился, воспринимая его инвалидность всего лишь социальным явлением. В отношении ребенка эмоции должны быть сдержанными, не стоит излишне его жалеть и опекать, нужно отношение вполне обычное. Важно не подчеркивать его отличие от других, помогать ему в социализации и общении с другими малышами, дарить любовь и полноценно заботиться, не забывая еще и о других членах семьи.

В семье нужна организация быта таким образом, чтобы все члены семьи получали равное количество заботы и участия, не жертвовать своими личными отношениями и нуждами. Важно следить за своими эмоциями, отношением и словами, дети во всем копируют родительское поведение, они должны понимать, что их не стесняются, и не прячут от общества. По мере возможности, детям нужно давать самостоятельность в решениях и поступках, которые направлены на себя и семью, это поможет им в социализации.

Использованные источники