Один из главных секретов продуктивного и правильного общения — предвосхищать точку зрения собеседника, что означает: уметь озвучивать мысли человека еще до того, как он это осознает. Особенно это важно в так называемые неловкие моменты, когда нужно извиниться перед собеседником или добиться от него честного ответа. Рассказываем, как правильно в таких случаях строить общение.
Получение честного ответа
При покупке подержанной машины, переезде в новую квартиру или выборе лечащего врача во время серьезной болезни важно получить от собеседника четкие ответы на вопросы и выяснить все нюансы. Насколько честным будет общение и информативными ответы зависит от того, как правильно человек выстроит свои вопросы, подберет нужные эмоции и тон беседы. Если спрашивать об общих моментах, то ответы будут несодержательными и чаще всего не до конца искренними. Лучше задавать вопросы с конкретной постановкой проблемы.
К примеру, если при покупке подержанного телефона или машины попросить продавца рассказать о своем товаре в целом? Это будет общий вопрос. Отвечая на него, человек вероятнее всего подчеркнет только плюсы, забывая упомянуть о недостатках товара, о чем стоило бы знать покупателю. Не следует задавать уточняющие вопросы типа: «А с машиной (телефоном) все в порядке?». Утвердительный ответ вряд ли будет до конца объективен и полезен для покупателя.
Психологи советуют начинать общение с конкретных характеристик товара и спрашивать: «Какие у телефона есть недостатки?» или «С какими проблемами чаще всего сталкивался его бывший владелец?», «При каких условиях телефон хуже работает?». При таком подходе, как утверждают эксперты, собеседник будет более объективным и искренним. А если он что-то скрывает, то его выдадут чрезмерные волнение и эмоции.
Критика без перехода на личность
Люди не любят, когда им говорят, что они делают что-то неправильно, поэтому даже «конструктивная критика» обычно принимается в штыки. Вот почему во время беседы обвинения или упреки нужно научиться трансформировать в советы или объяснения. К примеру, если во время приготовления какого-либо блюда женщина понимает, что ее муж делает это неправильно, не стоит ругать или оскорблять его, переходя на личность. Лучше спокойным тоном дать ему пару советов, косвенных подсказок или поделиться секретами мастерства. Чтобы не затронуть личность и самолюбие мужчины, женщина может признаться, что о секретах готовки она сама недавно узнала и с удовольствием готова поделиться.
То же касается и родителей, когда они стремятся выработать у детей привычку убирать за собой. Вместо того чтобы ругать и наказывать их за то, что в детской комнате беспорядок, лучше спокойно в позитивной форме объяснить им, что маме очень хотелось бы, чтобы в комнате было чисто. Можно упомянуть и о том, что играть с друзьями в убранной комнате будет намного приятнее и уютнее.
Успешное общение на публике
Трудно поверить, но даже самые известные и успешные люди часто смущаются, когда произносят речь или затевают общение на публике. Психологи утверждают, что короткий, ни к чему не обязывающий разговор, — это «краеугольный камень вежливости». Именно он открывает путь для больших разговоров и новых перспектив. Когда на светском рауте или любом другом общественном мероприятии выпадает возможность обменяться парой фраз с незнакомым человеком, рекомендуется придерживаться следующих советов:
- Не обязательно блистать, демонстрируя все свои возможности, достаточно просто быть милым и вежливым собеседником;
- Заранее продумать и заготовить первые фразы о себе (имя и краткая, интересная информация, которая сможет разжечь интерес);
- Присоединиться к уже идущей дискуссии, заранее продумав, что сказать по ее поводу или перевести разговор в смежную тему;
- Заканчивать беседу рекомендуется словами о том, что было очень приятно познакомиться и пообщаться с новоиспеченным собеседником, но нужно обсудить кое-какие вопросы с другими людьми.
Психология комплимента
Можно условно поделить комплимент на две разновидности: «подарочный» — когда он принимается или отклоняется, и содержательный — когда с ним соглашаются или не соглашаются. Получатель комплемента нередко пребывает в растерянности и не может понять, как именно реагировать на такую реплику, чтобы избежать самолюбования.
Больше всего показателен гендерный комплимент. К примеру, когда мужчина говорит женщине, что у нее красивый свитер, та с большей вероятностью примет комплемент, похваставшись, что это ее сестра связала специально для нее. Но если женщина хвалит мужчину за тот же красивый свитер, скорее всего, он отклонит данный комплемент, заявив, к примеру, что он купил его на распродаже и хотел бы вообще другой цвет. Такое общение ставит собеседника в неловкое положение, что желательно заранее предугадывать и избегать.
Психология коммуникаций включает в себя правило уместности: важно знать кому, когда, где и как лучше всего говорить. Если нет полной уверенности в уместности комплимента, то стоит его отложить до более удачного случая. Важно обязательно поблагодарить человека за добрые слова без лишнего пафоса или смущения.
Искренние эмоции при извинении
Не так важны слова, которые произносятся во время извинений. Гораздо важнее сам факт момента и искренние эмоции того, кто просит прощения. Вот пять полезных советов, как это правильно сделать:
- использовать просто и четко сформулированные выражения;
- описать объективную причину, повлекшую за собой вину;
- признать ответственность за причиненные неудобства;
- дать обещание исправиться;
- предложить все исправить.
Использование любой из этих моделей лучше, чем не сказать ничего.
Правильная похвала
Добрые слова могут быть мощным мотиватором, но только если хвалить правильно. Похвала побуждает трудиться более эффективно, являясь хорошим стимулом. Исследования показывают, что дети, которых хвалят за их интеллект, затем не прилагают больших усилий к будущим задачам. Но когда их хвалят за труд и усилия, то эффект производительности, стремление достичь цели закрепляется. Когда же личность хвалят за врожденные способности, то при столкновении с неудачей у нее могут обостриться чувства беспомощности или неуверенности в себе.
Исследования, проводимые среди офисных сотрудников, показали, что если работника похвалить в конце рабочего дня, то на следующий день он работает лучше и с большим энтузиазмом. Мозг воспринимает похвалу так же, как и денежное вознаграждение. Однако чрезмерные словесные поощрения расслабляют и неоправданно завышают самооценку.
Искусство убеждения
Умение убеждать — целое искусство, которому сложно научиться сразу. Для этого нужно хорошо понимать психологию человека и знать многие нюансы общения. К примеру, когда необходимо убедить собеседника в чем-либо, не стоит думать, как аргументировать свою точку зрения. Лучше поразмышлять о том, как вызвать у человека больше положительных эмоций, которые помогут убедить его.
Нужно сосредоточиться на конкретной цели и контролировать ход беседы интенсивностью голоса, тоном, жестами и поведением. Каждый аргумент должен быть понятным и близким человеку, а общение — доброжелательным и приятным. Желательно, чтобы человек почувствовал, что убеждающий его собеседник имеет много общего с ним: похожую жизненную позицию, интересы, проблемы. Так люди больше доверяют, и убедить их бывает проще.