В последнее время в социальных сетях стали очень популярны флешмобы. Это спланированные акции, которые призваны привлечь внимание к той или иной проблеме или просто развлечься. Люди пишут истории или снимают видео, указывая единый хэштег, по которому можно найти все материалы по данной акции. Несмотря на то, что большинство подобных флешмобов преследуют благородные цели, вокруг них ведется множество споров.
Например, существуют политические сетевые флешмобы, которые являются несанкционированными и находятся, по мнению экспертов, на грани закона. Другие же акции помогают спасти жизни и отстоять права. Сейчас сетевые флешмобы изучает социология, социальная психология, политология и другие науки. Вместе с экспертами портала MedAboutMe попытаемся разобраться, стоит ли принимать участие в интернет-акциях.
Что такое «сетевые флешмобы»?
Флешмобы стали модными около десяти лет назад. Произошло это очень стремительно. Массовые акции всколыхнули планету. Через интернет люди договаривались о месте и времени встречи и собирались, чтобы вместе устроить перфоменс на глазах у ничего не подозревающих горожан. Среди самых известных акций — массовый танец в честь дня рождения Майкла Джексона в Мехико или составление из разноцветных флажков самого большого флага России во Владивостоке. Некоторые флешмобы превращались в настоящие шоу и видеозаписи, набирали миллионы просмотров в интернете.
С недавнего времени флешмобы практически полностью переместились в интернет, и уже не обязательно выходить из дома, чтобы стать частью многотысячной акции. Смысл в том, чтобы выложить видео, фотографии и текст с уникальным хэштегом в интернет, и привлечь окружающих к продолжению акции. Основная цель флешмоба – обратить внимание на определенную тему.
Впервые об акциях в интернете написал в своей книге «Умная толпа: новая социальная революция» социолог Говард Рейнгольда. В 2002 году он описал, как новейшие технологии могут помочь людям собираться вместе за кратчайшее время и устраивать акции и практически предсказал появление флешмобов. После выхода книги, идею подхватили и стали использовать интернет и мобильную связь, чтобы организовывать акции на улицах городов. А через какое-то время флешмобы обосновались в самой сети, и теперь человек из любого уголка Земли, имея доступ к интернету, может присоединиться к массовым акциям и выразить свое мнение или рассказать свою историю.
Зачем нужны флешмобы в интернете?
Многие сетевые флешмобы направлены на привлечение внимания общества к важным проблемам, например, в области экологии, медицины и права. Несколько лет назад широкое распространение получила акция Ice Bucket Challenge, призванная повысить осведомленность о боковом амиотрофическом склерозе и привлечь людей к финансированию фондов, исследующих данное заболевание.
Другие флешмобы создаются ради веселья или популярности. Таким стал, например, недавний эксперимент блогеров под названием «Сто слоев». Начался он с нанесения на ногти сто слоев лака и был продолжен роликами с сотнями слоев тонального крема, губной помады и даже автозагара.
Еще одно из направлений флешмобов в сети — борьба за права. Чаще всего подобные акции начинаются с истории одного человека и продолжаются тысячами людей с похожими историями. Например, акция #ILookLikeAnEngineer началась с поста в Twitter Айсис Венгер, работающей в сфере IT про сексизм в ее профессиональной сфере. Она выложила свою фотографию на рабочем месте, чтобы привлечь внимание к проблеме дискриминации женщин, имеющих, как считается, мужские профессии.
В этом году исследователи из медицинской школы Массачусетса сообщили о прорыве в исследованиях бокового амиотрофического склероза (БАС). Ученые открыли ген NEK1, в результате мутации которого и возникает данное заболевание. Провести исследования стало возможным в результате флешмоба Ice Bucket Challenge. С его помощью было собрано больше 100 миллионов долларов. БАС считается неизлечимой болезнью и приводит к постепенному параличу и атрофии всех мышц. Однако благодаря открытию гена NEK1 появилась возможность разработать лечение и спасти множество жизней.
Почему люди участвуют в сетевых акциях?
Рассмотрим основные причины участия людей в акциях и флешмобах!
- Почувствовать свою значимость
Присоединившись к флешмобу в сети, каждый может почувствовать, что его голос слышат, и он важен. Участники представляют себя причастными к чему-то значимому, что, по мнению психологов, повышает самооценку.
- Быть частью сообщества
Флешмобы объединяют тысячи людей со всего света, стирая этнические, социальные и государственные границы. Для некоторых людей очень важно чувствовать себя частью большой группы, ощущать принадлежность. К тому же легче рассказывать о своих личных проблемах, когда это делают все вокруг.
- Возможность выразить себя
В интернете у человека есть чувство безопасности, так как он физически отделен от тех людей, перед которыми раскрывается. При этом аудитория практически безгранична. Поэтому можно самовыражаться и искать поклонников и единомышленников, которых, возможно, не хватает в реальном окружении. Переживания от самопрезентации, наряду с чувством безопасности, дарят человеку дополнительный адреналин, которого может не хватать в реальной жизни. Это положительно влияет на эмоциональную сферу человека.
О чем нужно помнить, собираясь поучаствовать в флешмобе?
1. Проанализируйте тему флешмоба
Не идите на поводу у толпы. Подумайте, действительно ли для вас важно и интересно поучаствовать в данной акции.
2. Подумайте о последствиях
Помните, что вся информация, которую вы выкладываете в сеть, остается там навсегда. Поэтому задумайтесь, хотите ли вы, чтобы вашу историю разослали друг другу сотни пользователей, а видео собрало тысячи просмотров?
3. Учитесь выбирать
Не участвуйте во флешмобах, которые разжигают вражду или унижают достоинство человека, а также имеют содержание, нарушающее закон.
Для меня самое важное в сетевых флешмобах — это то, что они провоцируют большой поток обсуждений на самых разных уровнях: в социальных сетях, разговорах и статьях журналистов. Они привлекают внимание, побуждают думать и говорить на далеко не простые темы, делают невидимое видимым для огромного количества людей.
Но решиться принять участие во флешмобе нелегко — может возникать страх осуждения, страх раскрыть тайну своей жизни, страшно быть откровенным со столькими людьми. Флешмобы объединяют людей, которые носили в себе мнение, боль, проблему в сообщество единомышленников, в нем появляется поддержка уже самим фактом того, что «я такой не один, не один так думаю».
Я благодарна флешмобу о том, что ходить к психотерапевту не стыдно (люди выкладывали в сеть записи о том, как им помогает психотерапия, что ходить на нее не означает слабость). Это может помочь решиться прийти к терапевту тем, кто давно хотел, но что-то его останавливало. Ценны отклики мужчин о высказываниях женщин во флешмобе «янебоюсьсказать»: они даже и не задумывались о том, что их слова и действия могут приводить к таким последствиям, так ранить. У участников этого флешмоба получилось не только привлечь внимание к проблеме насилия, но и спровоцировать мысли о значимости бережного отношения к личному пространству, телу того, кто рядом.