Отличительной чертой детской психики является её активное постоянное развитие и совершенствование. Каковы сферы психического развития ребёнка? Особенности развития каждого аспекта и игры для детей.
Какие сферы можно выделить?
Это регуляторная, когнитивная и аффективно-эмоциональная сферы.
- Развитие регуляторной сферы предполагает формирование у ребёнка самоконтроля, волевого усилия, осознанной мотивации. Важнейшее значение развитие этой сферы приобретает в младшем школьном возрасте. Ребёнок должен научиться контролировать себя и своё поведение, свои эмоции. Если развитие идёт правильно, ребёнок будет учиться с удовольствием, у него не будет проблем с самооценкой. Нарушение развития регуляторных механизмов ведёт к тому, что у ребёнка снижается интерес к обучению, к познанию нового, возрастает интенсивность страхов и тревожности. Поэтому важно подавать новую информацию ярко и увлекательно.
- Когнитивная сфера включает развитие памяти, речи, внимания, восприятия и воображения. Если ребёнок получает много новой и интересной информации, у него активизируется процесс развития памяти и внимания. Важно, чтобы ребёнок действительно заинтересовался, иначе он вряд ли что-то хорошо запомнит. Что касается восприятия и воображения, тут тоже необходима работа родителей и педагогов. Помогут развить всё это разные игры, чтение книг, творческие занятия.
- Аффективно-эмоциональная сфера — познавательная и учебная мотивация, зрелость эмоциональных проявлений, умение налаживать контакт с другими людьми. Если ребёнок развивается неправильно, могут возникнуть упрямство, большая внушаемость, недоразвитие эмоций, негативизм, чрезмерная импульсивность, слабость собственных намерений. Всё это может помешать не только в учёбе, но и во взрослой жизни.
Важно следить за развитием ребёнка. Всегда полезно помочь в развитии, вместе играя, выполняя разные упражнения, больше общаясь.
Игры и упражнения
Вот несколько интересных и полезных занятий для развития различных навыков и психических процессов детей.
Угадай эмоцию
Потребуются картинки с изображением людей, которые проявляют разные эмоции. Ребёнок должен угадать, что именно показывает мимикой человек.
Нарисуй эмоцию
Предложить ребёнку нарисовать радость, грусть, гнев, испуг.
Нарисовать настроение
Пусть ребёнок нарисует своё настроение и расскажет о картинке.
Подобрать добрые слова
Сказать добрые слова о своём друге, о воспитателе, о родителях и о себе.
Что пропало?
Выложить на стол пять предметов, пусть ребёнок посмотрит и запомнит. После убрать один предмет, пусть ребёнок угадает, что это.
Найди отличия
Потребуются две похожие картинки с незначительными отличиями. Предложить ребёнку найти все.
Составь слова
Из большого слова надо составить много маленьких.
Сочини сказку
Предложить ребёнку несколько героев, пусть придумает сказку с их участием.
На что похожи облака
Пусть ребёнок пофантазирует и расскажет, на что похожи облака, плывущие по небу.
Заниматься надо с самого раннего детства и делать это регулярно. А ещё вместе рисовать, лепить, танцевать, петь, делать поделки, посещать театры, выставки. Всё это поможет ребёнку развиваться правильно.
Использованы фотоматериалы Unsplash