В последний день весны в 1857 году в Швейцарии на свет появился Эйген Блейлер — будущий психиатр, который придумал название для одной из самых известных болезней психики — шизофрении, за что ее даже иногда называют болезнью Блейлера.
Шизофрения и сегодня остается хоть и самым известным, но тем не менее одним из самых загадочных психических заболеваний. Ученые строят различные теории о ее происхождения, но пока ни одна из них не может претендовать на абсолютную истину. MedAboutMe выяснял, какие необычные гипотезы о происхождении шизофрении выдвигались врачами и учеными.
Шизофрения, вызванная инфекцией
В марте этого года ученые из Университета штата Северная Каролина опубликовали историю болезни подростка, у которого вместе с диагнозом шизофрения был выявлен бартонеллез. Это то самое заболевание, которое еще называют «болезнью кошачьих царапин». Его возбудителем является бактерия Bartonella henselae. Известно, что заражение бартонеллами может симптоматически имитировать множество разнообразных хронических заболеваний, включая болезни психики.
В описанном случае у подростка неожиданно и ярковыраженно развилось психотическое поведение. На протяжении 1,5 лет с диагнозом «шизофрения» его лечили самые разные специалисты. Но ни традиционные методы лечения психозов, ни попытки обнаружить и вылечить аутоиммунные расстройства не дали результатов.
В один прекрасный момент врач заметил на коже пациента повреждения, а анализы показали наличие бартонелл. Комбинированная антимикробная химиотерапия привела к полному его выздоровлению.
Эта история с бартонеллами, конечно, напоминает нашумевшую теорию о котиках и токсоплазмозе. Этой теории уже существенно более 10 лет. В свое время она вызвала «шок и ужас» среди кошатников всего мира. Согласно данной гипотезе, кошки заражают своих хозяев токсоплазмой (Toxoplasma gondii) — одноклеточным организмом, которого можно найти у 40% домашних любимцев.
Ученые обнаружили, что мыши и крысы, зараженные токсоплазмой, ведут себя неадекватно: теряют страх перед теми же кошками. А наблюдения за людьми, инфицированными токсоплазмой, подтвердили, что паразит может образовывать кисты внутри тела человека, поражая нервную систему. У людей с иммунодефицитами, вызванными, например, ВИЧ, такие кисты могут развиваться в тканях мозга, приводя к деменции, энцефалиту и психозам, в частности, к шизофрении. Обычным здоровым людям токсоплазмоз не страшен (за исключением беременных женщин).
Отметим, что доказать окончательно эту теорию не удалось. У людей, зараженных токсоплазмой, заболеваемость шизофренией увеличивалась примерно в 2,5 раза. Но сама болезнь встречается всего у 1% людей, поэтому даже этот, казалось бы, значительный рост не выглядит особенно существенным. Проверить же гипотезу на людях крайне сложно — всегда остается непонятным, что было первичным: токсоплазмоз или шизофрения, которая могла при этом развиться по множеству других причин.
Шизофрения как болезнь иммунной системы
В 2017 году исследователи из Лондонского медицинского института предположили, что причины шизофрении кроются в нарушении работы иммунной системы, причем именно тканей мозга.
Известно, что, помимо нейронов, мозг состоит из микроглии — эти клетки заполняют собой пространство между нейронами и выполняют массу важных функций: ограничивают появление ненужных синапсов, а также защищают мозг от проникновения инфекции и удаляют клеточный «мусор» — по сути, выполняют роль подразделения иммунной системы.
Наблюдения показывают, что на ранних этапах развития шизофрении в тканях мозга наблюдается аномальная повышенная активность клеток микроглии, что объясняется их бурной реакцией на нейроны с чрезмерной активностью гена с4, кодирующего иммунный белок с одноименным названием. Белок С4 у людей с шизофренией заставляет клетки микроглии с удвоенной энергией «пожирать» синапсы, что приводит к прогрессированию болезни.
Важный момент: активность микроглии можно подавить при помощи антибиотика миноциклина. Вообще-то этот препарат и его производные применяют для лечения акне, но, как оказалось, назначение миноциклина, а также сходного с ним доксициклина, удивительным образом снижает риски развития расстройств психики.
Ранее также рассматривались данные о том, что у некоторых лиц шизофрения развивается в результате аутоиммунного заболевания — анти-NMDA-рецепторного энцефалита. При этой патологии происходит воспаление головного мозга, вызванное антителами к белкам NMDA-рецептора, связывающего молекулы нейромедиатора глутамата.
Гены и мутации
В середине 2000-х годов в журнале Nature была опубликована статья, авторы которой картировали геном 270 человек. В ходе этого процесса они обнаружили так называемые полиморфизмы. Эти вариации генома представляют собой участки ДНК длиной до нескольких миллионов пар нуклеотидов с дупликацией ДНК, то есть удвоенные, или с делециями, то есть, без отдельных фрагментов. Эти мутации приводили к увеличению числа копий различных генов.
А потом полиморфизмы начали находить у больных шизофренией. Обычно такие многократно удвоенные гены были задействованы в образовании и работе синапсов в тканях мозга. Правда, надо отметить, что попадаются такие полиморфизмы нечасто — примерно у 1% людей, больных шизофренией.
Это, кстати, не первый случай, когда генетические пертурбации подозреваются в развитии шизофрении. При синдроме Ди Георга, сцепленного с Х-хромосомой, делеция одного из участков генома в 25% случаев вызывает психические болезни. Анализ этого участка показал наличие двух генов, мутации которых обнаруживались у больных с шизофренией.
Позднее были обнаружены и другие гены, связанные с развитием шизофренией, причем активность части из них зависела от различных факторов окружающей среды.
Так, с мутациями генов связана и теория о росте рисков развития шизофрении у детей пожилых отцов. Речь идет именно о мужчинах, чей первый ребёнок появился на свет в довольно позднем возрасте. По расчетам специалистов, каждые дополнительные 10 лет задержки рождения наследника повышают вероятность развития ранней шизофрении у малыша на 30%.
Продолжительность брака родителей и шизофрения у детей
В апреле этого года американские ученые из Медицинской школы Икан на горе Синай выдвинули гипотезу, претендующую на роль, пожалуй, самой странной теории о причинах развития шизофрении.
Ранее было доказано, что преэклампсия — одно из распространенных осложнений беременности, связанных с воспалением плаценты — увеличивает риск развития шизофрении в 2-4 раза. А фактором повышенной вероятности развития самой преэклампсии является непереносимость организмом матери отцовских антигенов (то есть, белков, содержащихся в его сперматозоидах).
Ученые выдвинули гипотезу о том, если материнская непереносимость спермы отца является фактором риска развития шизофрении, то продолжительность половых контактов до момента зачатия будет определять угрозу заболевания. То есть, дети, рожденные от пар, состоящих в браке (точнее, имеющих регулярные половые контакты) менее трех лет, попадают в группу риска.
Так, по расчетам ученых, вероятность заболевания возрастает на 50% у детей, родители которых состояли в браке менее двух лет — это эквивалентно примерно одному году половых контактов до беременности. В браках продолжительностью от 2 до 4 лет риски шизофрении увеличивались только на 30%. И чем более продолжительным был брак, тем крепче была психика детей, рожденных в нем.
Шизофрения по-прежнему остается загадкой для врачей и ученых. Существует мнение о том, что это вообще не какая-то конкретная болезнь с заданным набором симптомов. Многочисленные факторы риска, разнообразные проявления, множество вероятных механизмов развития — по мнению многих ученых, тут стоит говорить не о конкретной болезни, а о группе расстройств психотического спектра (РПС), по аналогии с расстройствами аутистического спектра (РАС). А в этом случае множество теорий о происхождении одного заболевания рассыпаются на обширный перечень отдельных болезней, каждая из которых будет иметь свои причины и факторы риска.