Школы разных стран против пандемии: образование в новых условиях

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Вот и вторая волна пандемии подоспела... Мир почти привык к маскам, к приветствию без рукопожатий и поцелуев, к соблюдению дистанции. Хотя недовольство ограничительными мерами никуда не делось и только ширится. Но что поделать. Надо жить в новых условиях. Взрослым — работать, детям — учиться. Осень в разгаре, новый учебный год начался, закончились первые каникулы. С понедельника младшие классы в Москве опять сядут за парту, а большая часть средних классов и все старшеклассники вспоминают, как это — учиться в дистанционном формате.

Таковы наши реалии. А как школы разных стран подходят к решению вопросов безопасности учеников в условиях пандемии? Как относятся к предпринимаемым мерам сами дети и их родители? Какие проблемы вскрылись за время борьбы с распространением опасного вируса в сфере образования? MedAboutMe предлагает обсудить эти вопросы после виртуального путешествия по школам разных стран.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Учиться или переждать?

В Кении решили не рисковать и просто отменили учебный год 2020 в школах. Дети пропустят год, они не будут ни ходить в классы, ни заниматься дистанционно. Такое радикальное решение связано не столько с повышенной тревогой за здоровье детей, сколько с экономическими условиями в стране. 

Даже до пандемии в Кении не хватало ни учебных помещений, ни учителей, и часто дети разного возраста занимались в одном классе, а то и просто под открытым небом. Ни о каком дистанционном обучении кенийцы и не мечтают. Многие семьи могут только мечтать о компьютере и интернете. Не всем удается каждый поесть вдоволь. 

Есть серьезные опасения, что даже когда школы откроются вновь, большое количество детей уже не вернется к учебе, и продолжит работать наравне с взрослыми на полях, куда почти все они отправились вместо учебных классов. А что делать, если не хватает еды? Для многих ребятишек школьный обед был единственной возможностью гарантированно поесть хотя бы раз в день.

Похожая ситуация складывается и в других бедных африканских странах. Стоит вспоминать об этом, когда в следующий раз захочется повозмущаться масочным режимом как посягательством на личную свободу.

В нескольких десятках других стран правительство решило отложить открытие школ и начало учебы на несколько недель, в надежде на то, что пик второй волны успеет пройти за время вынужденного академического перерыва. 

По такому пути пошли не только государства со сложной экономической ситуацией — такие, как Сомали, Чад, Того, Сирия, Гаити, Палестина, но и более благополучные: Мальта, Румыния, Черногория, Хорватия, Словакия, Португалия, Грузия, Болгария. И даже вполне респектабельные Канада, Монако и Австрия. Такое же решение приняли Испания и Италия, сильно пострадавшие во время первой волны, и потому имеющие все основания для опасений.

Во многих странах школы открыты частично: в зависимости от обстановки дети учатся и в классах, и дистанционно. К переводу на дистант готовятся и в тех странах, которые решили начать учебный год как обычно, только с соблюдением мер безопасности.

Меры предосторожности: от маски до запрета на прикосновение

Меры предосторожности: от маски до запрета на прикосновение

Радикальнее всех к мерам безопасности подошли в некоторых таиландских школах. Всех учеников не только рассадили за одноместные парты, но и окружили с трех сторон прозрачными пластиковыми ширмами. 

Ученик сидит словно в боксе, но это не отменяет обязательного ношения маски. А для малышей, которым на переменах хочется поиграть, оборудованы подобные индивидуальные боксы, в которых дети могут отдохнуть от уроков, не контактируя ни с кем из одноклассников. Почти «детки в клетке».

Открылись школы и в Японии, причем уже давно: там учебный год начинается весной. Все без исключения школьники обязаны находиться на уроках в масках, как и учителя, с одним единственным исключением для уроков физкультуры. Несмотря на погодные условия, которые в этом году не самые благоприятные для детей в масках: летом, да и в начале осени тоже, температура воздуха нередко переваливала за отметку 35° С. 

Но правила строги, а дети в Стране восходящего солнца дисциплинированные. Да и к маскам давно привычные: в азиатских странах этот аксессуар давно стал почти повседневным. Маски носят во время сезонных простуд и гриппа, прикрывают ими лицо от смога. 

На родителей возложена дополнительная обязанность: они должны ежедневно заполнять подробные отчеты о состоянии здоровья детей.

  • В Бразилии в некоторых государственных школах было решено ввести частично дистанционное обучение. Школьники занимаются дома через день, а в школьные классы приходят только в масках. Остальные учебные заведения остались целиком на удаленке. А потом к ним присоединилась часть «полуоткрытых» школ: в 30% из них вскоре появились случаи заболевания.
  • В Перу и в Мексике школы открывать не стали, решив не рисковать. Взамен уроков по телевидению транслируют образовательные программы. Телевизоров в Мексике больше, чем персональных компьютеров, и для многих ребят ТВ-программы доступнее.
  • В Венесуэле предложена форма 7/7, то есть школьник неделю посещает школу, а потом неделю занимается дома в самоизоляции.
  • В Испании после начала учебного года школьникам пришлось привыкать к новым правилам посещения. Все ученики старше 6 лет обязаны находиться в школе в масках и мыть руки не реже 5 раз в день. Некоторые классы организованно водят на мытье рук, потому что дети забывают это делать. На входе в школу всем измеряют температуру, а классы предложено уменьшить до 25 человек. За счет бюджета в школы направлены дополнительные преподаватели, а вместо недостающих классов дети будут учиться во всех подходящих помещениях, включая библиотеки и столовые. Если все же кто-то из учеников заболеет, то в карантин отправятся не только все ученики класса, но и учителя. Дистанционное обучение доступно не всем: около 15% испанских школьников не имеют технической возможности для этого. То есть у них либо нет ноутбука или компьютера, либо интернета.
  • Италия, сильно пострадавшая во время первой волны, тем не менее, не вводит у себя жестких мер. Ни детям, ни преподавателям не обязательно носить маски ни в классах, ни за их пределами. Измерение температуры поручено родителям. Зато правительство предложило рассадить детей по одноместным партам. Правда, к началу учебы этих новых парт еще не было, потому год начался как обычно, дети сидели за партами по двое. Тем, кто высказал недовольство, предложили самостоятельно изготовить или купить новые одноместные парты.

Великобритания подошла к ограничительным мерам гибко. Каждой школе дано право решать самостоятельно — носить маски или нет. Рекомендуется ношение масок всем детям старше 11 лет, но только в отдельных регионах, где ситуация с коронавирусом наиболее тревожная, маски обязательны. Да и то только во время перемен и вне класса.

Комментарий эксперта
Крис Уитти, советник по вопросам здравоохранения, Великобритания

Дети болеют реже, шансов заразиться у школьника меньше. Мы считаем, что риск для здоровья менее существенный, чем тот вред, который может быть нанесен будущему ребёнка от того, что он перестанет посещать школу. Школам рекомендуется чаще проводить дезинфекцию помещений и поверхностей, по возможности ограничивать контакты детей, и всем участникам образовательного процесса соблюдать рекомендованную социальную дистанцию в 1,5 м.

  • Латвия предлагает детям учиться удаленно один день в неделю. График составляют так, чтобы классы оставались дома в разные дни.
  • В Эстонии школьников и студентов начали обучать новому предмету: системе дистанционного обучения. Видимо, на тот случай, если опять придется переводить всех на «удаленку». Но в целом школы обладают большой самостоятельностью, и решения о форме обучения и мер безопасности принимают сами.
  • В Германии нет даже единой даты начала учебного года. Часть детей начинает учиться а августе, другие — в начале сентября, третьи — в середине. Некоторые школы открылись, но многим из них вскоре пришлось опять переводить детей на дистант из-за количества зараженных коронавирусом. В целом меры предлагались стандартные: разделение потоков учащихся в пространстве и по времени, частое проветривание и дезинфекция, уменьшение классов, ношение масок. В некоторых школах отменены занятия в бассейне, запрещено пение на уроках музыки и игра на музыкальных инструментах общего пользования.
  • Суровые ограничительные меры введены во Франции. Здесь детям не только предписано носить маски и регулярно мыть руки. Чихать теперь можно только в одноразовую салфетку, запас которых обязаны иметь у себя наготове школы. Здороваться за руку и обниматься нельзя, как и сближаться на расстояние менее 1 метра. Родители, желающие перевести ребёнка на удаленное обучение, могут написать прошение.
  • В Польше школы разделены на цветовые зоны: красную, зеленую и желтую. Для каждой из них предусмотрен свой режим, свое время начала учебного дня. Интервал между потоками составляет полтора часа. Предполагается, что таким образом удастся уменьшить вероятность контактов учеников и снизить риск передачи инфекции. Кроме того, существенно ограничен доступ в школу родителям. Только первоклашки могут входить в здание школы с сопровождающими взрослыми, причем те обязаны быть и в масках, и в перчатках.
  • Новая Зеландия переносит пандемию довольно благополучно. Маски здесь обязательны только в общественном транспорте. Тем не менее, многие школьники по собственной инициативе ходят в масках. А вот родителей в школы вообще не пускают без предварительной записи. Отменены также все массовые развлекательные мероприятия.
  • В США штаты обладают правом решать самостоятельно — как будут учиться дети. В большинстве штатов при входе в школу детям измеряют температуру. Парты расставили так, чтобы между ними было не менее 2 м, уменьшили и количество детей в школьных автобусах. В некоторых штатах родители сами решают, какая форма обучения будет у их ребёнка. Правда, иногда желание перейти на дистанционную форму может остаться неудовлетворенным по техническим причинам: в отдельных регионах США ощущается как нехватка оборудования для онлайн-обучения, так и дефицит преподавателей, на достаточном уровне владеющих методиками цифрового образования.

И эта проблема касается не только США.

Трудности удаленного преподавания

Трудности удаленного преподавания

Пандемия вскрыла проблемы, о которых многие даже не догадывались. Понятно, что невозможность дистанционного обучения бывает связана с банальным отсутствием технической оснащенности, достаточно качественного интернета и подходящего программного обеспечения. 

Но до наступления коронавируса никто даже не предполагал масштабы этой проблемы. Можно было ожидать, что в странах с проблемной экономикой возникнут трудности с онлайн-обучением из-за отсутствия у учеников, а порой и у учителей тоже возможности доступа в интернет. 

В густонаселенной Индии, например, всего в 8% домов проведен интернет, а в половине даже электричество есть не всегда. Но оказалось, что эта проблема не только стран так называемого "третьего мира". 

15% испанских школьников не могут воспользоваться онлайн-обучением из-за отсутствия компьютера в личном пользовании. Примерно так же обстоит дело в Португалии. 

Нет возможности обеспечить всем ученикам доступ к онлайн-обучению даже в США и в Германии, где уже в начале года школы начали закупать ноутбуки и планшеты, чтобы в случае перехода на дистанционное обучение обеспечить ими малоимущих детей и многодетные семьи. 

В России тоже многим такая форма обучения недоступна из-за отсутствия технической базы: не у всех есть компьютеры, не везде есть доступ в сеть.

По словам Генриетты Фор, исполнительного директора ЮНИСЕФ, из-за закрытия школ не смогли продолжить учебу более 460 млн детей. И, по прогнозам специалистов, около 24 млн из них к учебе больше не вернутся.

Но недостаточная техническая оснащенность — не единственная проблема. Оказалось, что даже в развитых странах остро не хватает учителей, владеющих методиками дистанционного преподавания. Требуется или основательная переподготовка, либо смена состава. И эта проблема решается труднее, чем обеспечение учеников ноутбуками.

В России треть учителей не обладали достаточным уровнем цифровой грамотности, в 20% школ не было доступа к достаточно скоростному интернету. Но зато теперь стало ясно, что переход на дистанционное обучение позволит достичь многих целей, ранее практически не решаемых. Например, устранить такое явление, как дефицит преподавателей. С развитием «цифры» учителю больше не нужно физически присутствовать в школе: он может вести уроки из другого региона онлайн, заключив соответствующий договор со школой. Пандемия подтолкнула систему к построению нового образовательного пространства, причем практически безграничного.

Однако не только техническая недооснащенность и неготовность учителей мешают сегодня онлайн-обучению. Вынужденная «удаленка» выявила также неготовность учеников к такой форме обучения. Дети не умеют планировать свое время, самоорганизовываться, концентрироваться на учебной задаче, самостоятельно работать. Из-за этого они хуже усваивают материал и теряют заинтересованность в учебе. 

Родителям приходится или брать на себя функции учителя, или бросать работу и контролировать ребёнка во время занятий. Чтобы не отвлекался и продолжал учиться. Разумеется, такое положение дел у работающих родителей восторга не вызывает, в какой стране они не жили бы. Пандемия вскрыла глобальные проблемы в образовании и фактическую неготовность к переходу на формы обучения, диктуемые современными реалиями.

Оказалось, что для эффективного образовательного процесса учителю мало доминировать над классом. Когда ученик может прекратить это доминирование нажатием кнопки, во главу угла встает способность удерживать внимание учеников, заинтересовывать их темой и процессом, для чего нужны иные инструменты и подходы. 

Детей тоже ожидали сюрпризы. Оказалось, что школа — это не только уроки, контрольные работы, презентации, тесты и экзамены. Это еще и общение, социальные контакты, которых на дистанционном обучении катастрофически не хватает, как показали результаты опросов школьников. Только немногим понравилось учиться из дома, и у них даже выросла успеваемость.

Именно поэтому пока речь идет только о временном переходе на дистант. К полному изменению системы образования не готов пока никто, ни учащиеся, ни преподаватели.

Комментарий эксперта
Екатерина Кузьмина, детский психотерапевт

В последнее время возросло количество обращений по поводу тревожных расстройств и панических атак. Мощный стресс, вызванный пандемией, карантином, кризисом не мог не затронуть атмосферу в семьях, и дети очень чутко это чувствуют. Что можно посоветовать:

  • Родителям стоит позаботиться о поддержании здорового распорядка дня ребёнка. Наличие незыблемых правил дает ощущение стабильности и безопасности.
  • У ребёнка должна быть возможность уединиться, побыть наедине с собой, свой личный уголок, свое время, на которое никто не посягает. Это важно для восстановления ресурсов.
  • Обязательно поддерживать достаточную двигательную активность. Каждый день в расписании должно быть время для физзарядки, танцев или просто для прыжков со скакалкой.
  • Не стоит предъявлять к ребёнку повышенные требования. Для достижений будет еще время, когда психика не будет подвергаться повышенному стрессовому воздействию. Особенно это относится к младшим школьникам, у которых учебная самостоятельность еще не сформирована.

Все будет хорошо.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 17.10.2020 11:02
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

COVID-19 and the re-opening of schools: a policy maker's dilemma. / Fantini MP, Reno C, Biserni GB, Savoia E, Lanari M. // Ital J Pediatr 2020
Children are not COVID-19 super spreaders: time to go back to school. / Munro APS, Faust SN. // Arch Dis Child. 2020
An evidence-based theory of change for reducing SARS-CoV-2 transmission in reopened schools. / Bonell C, Melendez-Torres GJ, Viner RM, Rogers MB, Whitworth M, Rutter H, Rubin GJ, Patton G. // Health Place. 2020

Читайте также

Особенности адаптации ребенка к школе
Ребенок пошел в первый класс, начался новый период в его жизни. О чем нужно помнить родителям?
Школьные экзамены: как помочь ребенку пережить стресс?
Школьный экзамен является для подростка не просто проверкой уровня знаний, но еще и серьезным психологическим испытанием.
Школа: что делать, чтоб ребенок не болел
Заканчивается беззаботная пора каникул, наступает время школьных буден, а теплые летние деньки сменяются прохладной и дождливой осенней погодой.
Какой оптимальный вес для школьного рюкзака
Учитывая количество учебников для младших школьников, проблема выбора школьного рюкзака является очень актуальной для родителей.
Болезни детей школьного возраста
Болезни детей привязываются к ним неспроста. Первоклассник часто жалуется на головную боль, слабость, сонливость, перепады настроения. А виной всему несколько вполне объяснимых причин.
Школа и стресс
Стресс – это не только проблема взрослых людей. Школьники испытывают колоссальные моральные перегрузки, зачастую это начинается уже в первых классах.