Синдром Ирлен: кому нужны розовые очки?

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Синдром Ирлен или искаженная скотопическая чувствительность — особенность, которая есть у 46% всех людей. Фактически каждый второй человек на планете отличается несовершенным цветовым зрением, и это совсем не дальтонизм. При таком синдроме чаще всего страдает восприятие печатного текста — буквы расплываются, слова сливаются в одно, «скачут», голова болит, глаза утомляются. При особенно выраженном синдроме человек полностью не может читать.

Чаще всего при таких особенностях сегодня ставят диагноз «дислексия», хотя может быть и дисграфия, и СДВГ, а также подобная дисфункция сопровождает большинство людей с РАС. Однако все это абсолютно разные патологии, и синдром Ирлен, в отличие от остальных заболеваний, довольно несложно скорректировать. Что это за особенность, как ее распознать и как с ней жить, рассказывает MedAboutMe.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Люди, которые видят мир иначе

Люди, которые видят мир иначе

Зрение — поставщик более 70% информации. Однако не стоит считать, что все мы видим мир одинаково. Существует множество вариаций, от незначительных отклонений до полной дисфункции цветового зрения, которое не зависит от остроты восприятия.

Хелен ИрленВ 1983 году магистр педагогических наук Хелен Ирлен описала синдром скотопической чувствительности. В качестве психолога она проработала более 10 лет в школе, где центром ее внимания стали дети с высокой успеваемостью и уровнем развития во всем, кроме чтения. Такие особенности учебы влияли на самооценку детей, и для ее коррекции Хелен приходилось изыскивать варианты помощи школьникам. Однако ни понятных причин проблем с чтением, ни способов помочь ученое сообщество на тот момент предложить не могло.

Чтобы определить истоки проблемы, Ирлен начала работать в программе помощи взрослым с трудностями в обучении. После изучения 1500 пациентов она выявила группу, в которой не было проблем с декодированием текста, все взрослые имели хорошие фонетические навыки и словарный запас. Они прошли множество курсов лечения различными методиками, диетами, коррекций зрения. Однако читать могли с трудом.

На интервью с клиентами выяснилось странное. Люди, не имевшие проблем с чтением, видели на страницах «слова и буквы». А те, кому чтение не приносило удовольствия, а только вызывало головную боль, оказывается, видели, что «буквы бегают», «слова сливаются в черную линию», «промежутки между строками становятся белой рекой и уносят фразы». Более того, ее пациенты считали, что также видят текст и все остальные. Вот только они научились «ловить уплывающие слова», а они — нет.

Как поймать убегающие буквы?

Как поймать убегающие буквы?

Выделенная группа пациентов прошла через очередную серию обследований у различных специалистов и программы коррекции. Неврологи, офтальмологи, психологи, дефектологи работали с пациентами почти год, но ни причины патологии, ни улучшений не нашли. Тогда Хелен Ирлен предположила, что проблема — в цветовом восприятии, в самом органе зрения. Сетчатка глаз оказывается сверхчувствительной к определенному спектру, и это в буквальном смысле мешает людям видеть.

Но только дисфункцией зрения проблема не ограничивается. Невозможность воспринимать мир целостно влияет, что естественно, и на концентрацию внимания, и на психическую восприимчивость, и на развитие моторных навыков.

Симптомы синдрома Ирлен:

  • повышенная чувствительность к свету: беспокойство, раздражение, сложности с концентрацией внимания при ярком солнце или свете флуоресцентной лампы;
  • трудности с контрастным восприятием. Если текст черный, а страница очень белая, особенно, если бумага глянцевая, читать становится сложно или совсем невозможно;
  • проблемы текстового восприятия в целом, затруднения в чтении букв, цифр, нотных знаков. Значки «прыгают», сливаются, уплывают, удваиваются, исчезают, затемняются и т. д.;
  • ограниченность восприятия текстов, невозможность видеть сразу часть текста, фразу, словосочетания, малый охват материала. Сложности с идентификацией длинных слов, неспособность «бегло просмотреть текст»;
  • симптомы дефицита внимания при работе с текстами и знаками: утомление, отвлекаемость, беспокойство, неспособность сосредоточиться на чтении или письме;
  • сложности с пространственным восприятием и моторная «неуклюжесть». Неуверенность при играх с мячом или любым перемещающимся объектом, затруднения при перепрыгивании, ходьбе по лестнице, у взрослых — с вождением машины и т. д. из-за несовершенного восприятия глубины и расстояния.

У детей проявление синдрома Ирлен нередко выражается сначала в затруднениях при рассматривании картинок в книгах, отказах учиться читать, головной боли, переутомлении глаз, а также неуклюжести при играх в мяч, катании на велосипеде и т. д. Причем в зависимости от выраженности патологии первые симптомы могут проявляться только в школе на уроках чтения и письма или же в раннем детстве. При дисфункции высокой степени ребёнок видит мир фрагментарно, мозаично, может с трудом узнавать знакомые лица, натыкаться на отдельно стоящие предметы.

Синдром может настолько влиять на зрение, что нарушается практически все визуальное восприятие.

Донна Уильямс, певица, скульптор, композитор, автор книг и высокофункциональный аутист, воспользовалась способом цветокоррекции при помощи цветных линз. «Раньше я смотрела на кого-то и видела сначала нос, потом — ухо, потом еще какие-то части лица. Все вместе это практически не складывалось. Воссоздание образа было невозможно, что вызывало беспокойство и страх. Я с детства считала, что весь мир вокруг сложен из частей и кусочков. Мама была запахом и ощущениями, папа — голосом, брат — постоянным движением. Целостность отсутствовала, и это мешало ощутить связи между моими чувствами, эмоциями, мыслями, телом. Очки Ирлен все поменяли. Все сошлось в единую картину и придало ей смысл.»

При этом синдром Ирлен нередко встречается в сочетании с другими патологиями: дислексией, дисграфией, диспраксией, дисфазией, задержкой развития, СДВГ, а также нередко ассоциируется с расстройством аутичного спектра. Понимания механизмов патологии и ее ассоциации с другими нарушениями нет, но есть подтверждение эффективности цветокоррекции как у детей, так и во взрослом возрасте.

Джон Спенс, британец, дипломированный бакалавр, научился читать только к 34 годам. В школе его считали сначала лентяем, потом — ребёнком с нарушением развития и дислексиком. Читать он не мог: «Казалось, буквы на странице летают, как в 3D-графике».

Школу он закончил, только прибегая к множеству уловок: Спенс просил друзей помочь с письмом или прочитать ему текст, и заучивал страницы наизусть. После окончания школы и службы в армии британец решил стать военным фельдшером, прибегнув к той же тактике обучения. Однако экзамены сдать не удалось: успевающий студент сдал абсолютно пустой экзаменационный лист. Вот тогда и оказалось, что читать и писать он не умеет.

После тестов и обследований Джон Спенс получил наконец правильный диагноз — синдром Ирлен, и необходимую коррекцию. Сегодня ему 47 лет, он отлично пишет и читает, используя несложные приспособления.

Мир сквозь розовые очки

Мир сквозь розовые очки

Способ коррекции патологии обнаружила все та же Хелен Ирлен. На одном из занятий ее пациент увидел текст сквозь прозрачный лист пластика красного цвета. И случилось чудо. Буквы перестали прыгать и сливаться.

Эксперимент начался. По его итогам магистр создала Карту дифференциального восприятия, позволяющую определить, какой спектр мешает пациенту читать, какой — писать, какие оттенки помогают читать с доски или работать на компьютере. Результаты оказались потрясающими. На независимом исследовании Вилшер и Тейлор, британские специалисты, выявили, что очки с различными линзами увеличивают у людей с синдромом Ирлен длительность чтения текста с полным восприятием от 15 минут до 2 часов без перерывов.

В 1985 году на экранах телевизоров Австралии показали короткий фильм «Розовые очки», снятый австралийским журналистом о его дочери с синдромом Ирлен и о том, как она научилась читать с розовыми линзами в очках, и не просто читать, но и получать от чтения удовольствие.

Буквально на следующий день телефоны телеканала начали разрываться: звонили люди, которые впервые смогли нормально прочитать текст… на экране телевизора, показывавшем все в розовом цвете. После этой программы в Австралии появилась первая клиника цветокоррекции при университете Сиднея.

Очки необязательно будут розовыми. Кому-то нужны желтые или синие фильтры, для кого-то достаточно, чтобы текст был напечатан на цветной бумаге. Все должно подбираться индивидуально.

В России технология цветокоррекции впервые начала применяться на научном уровне в Красноярске: в КГПУ им. В. П. Астафьева не только осуществляют диагностику и подбор линз, но и помогают детям и взрослым адаптироваться к цветокоррекции, а также проводят исследования эффективности метода. В 2017 году на базе КГПУ была проведена конференция о синдроме Ирлен, связи с РАС, особенностях практики помощи детям и взрослым с синдромом и ассоциированными патологиями. В конференции приняла участие и магистр Хелен Ирлен: ее очки сегодня помогают тысячам людей во всем мире получать удовольствие от чтения и наконец «собирать мир из кусочков» в единое целое.

Читайте также

Не готов к школе: эксперты о детях, которые начинают учиться слишком рано
Особые проблемы самых маленьких в классе: СДВГ, УО, депрессии. Простые тесты готовности к школе.
Неврит зрительного нерва: болезнь молодых глаз
Чаще всего неврит зрительного нерва развивается у молодых, полных сил людей. И в четверти случаев это первый симптом неизлечимой болезни.
Синдром Петрушки: тяжелая болезнь со счастливым лицом
Синдром Петрушки: забавное название тяжелой и неизлечимой болезни.
Насколько реален диагноз «СДВГ»?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – удел современных малышей? Какие проблемы он в себе скрывает и требует ли лечения?
Миопия, амблиопия, астигматизм у детей: влияние на обучение
Определить проблемы со зрением только по внешним симптомам в раннем возрасте нелегко, чтобы не пропустить астигматизм у детей, нужны осмотры.
Синдром счастливой марионетки у детей
Синдром Ангельмана: причины развития у детей, симптомы в раннем возрасте, диагностика, лечение.
Опубликовано 13.08.2018 11:06, обновлено 17.04.2020 18:28
Рейтинг статьи:
4,9

Использованные источники

Офтальмология / Под ред. Егорова Е.А. 2010
Детские болезни / Под ред. Баранова А.А. 2012
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Почему вам не хватает энергии? Витамины группы B — ключ к бодрости и ясному уму!

Хроническая усталость и постоянный туман в голове? Возможно, вашему организму не хватает витаминов группы B

Колики у малышей: полезные советы родителям

С коликами, так или иначе, сталкивается подавляющее большинство родителей совершенно здоровых малышей в раннем возрасте.

Малыш, родители и колики: как пережить 100 дней плача?

Часто первой проблемой, пугающей молодых родителей, становятся колики у малыша. Как помочь детям при боли в животике, читайте на MedAboutMe.

Что делать при порезах и ссадинах: советы

Незначительные порезы и царапины обычно не требуют поездки в отделение неотложной помощи. Тем не менее, надлежащий уход необходим, чтобы избежать инфекции или других осложнений.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.