Синдром Ирлен или искаженная скотопическая чувствительность — особенность, которая есть у 46% всех людей. Фактически каждый второй человек на планете отличается несовершенным цветовым зрением, и это совсем не дальтонизм. При таком синдроме чаще всего страдает восприятие печатного текста — буквы расплываются, слова сливаются в одно, «скачут», голова болит, глаза утомляются. При особенно выраженном синдроме человек полностью не может читать.
Чаще всего при таких особенностях сегодня ставят диагноз «дислексия», хотя может быть и дисграфия, и СДВГ, а также подобная дисфункция сопровождает большинство людей с РАС. Однако все это абсолютно разные патологии, и синдром Ирлен, в отличие от остальных заболеваний, довольно несложно скорректировать. Что это за особенность, как ее распознать и как с ней жить, рассказывает MedAboutMe.
Люди, которые видят мир иначе
Зрение — поставщик более 70% информации. Однако не стоит считать, что все мы видим мир одинаково. Существует множество вариаций, от незначительных отклонений до полной дисфункции цветового зрения, которое не зависит от остроты восприятия.
В 1983 году магистр педагогических наук Хелен Ирлен описала синдром скотопической чувствительности. В качестве психолога она проработала более 10 лет в школе, где центром ее внимания стали дети с высокой успеваемостью и уровнем развития во всем, кроме чтения. Такие особенности учебы влияли на самооценку детей, и для ее коррекции Хелен приходилось изыскивать варианты помощи школьникам. Однако ни понятных причин проблем с чтением, ни способов помочь ученое сообщество на тот момент предложить не могло.
Чтобы определить истоки проблемы, Ирлен начала работать в программе помощи взрослым с трудностями в обучении. После изучения 1500 пациентов она выявила группу, в которой не было проблем с декодированием текста, все взрослые имели хорошие фонетические навыки и словарный запас. Они прошли множество курсов лечения различными методиками, диетами, коррекций зрения. Однако читать могли с трудом.
На интервью с клиентами выяснилось странное. Люди, не имевшие проблем с чтением, видели на страницах «слова и буквы». А те, кому чтение не приносило удовольствия, а только вызывало головную боль, оказывается, видели, что «буквы бегают», «слова сливаются в черную линию», «промежутки между строками становятся белой рекой и уносят фразы». Более того, ее пациенты считали, что также видят текст и все остальные. Вот только они научились «ловить уплывающие слова», а они — нет.
Как поймать убегающие буквы?
Выделенная группа пациентов прошла через очередную серию обследований у различных специалистов и программы коррекции. Неврологи, офтальмологи, психологи, дефектологи работали с пациентами почти год, но ни причины патологии, ни улучшений не нашли. Тогда Хелен Ирлен предположила, что проблема — в цветовом восприятии, в самом органе зрения. Сетчатка глаз оказывается сверхчувствительной к определенному спектру, и это в буквальном смысле мешает людям видеть.
Но только дисфункцией зрения проблема не ограничивается. Невозможность воспринимать мир целостно влияет, что естественно, и на концентрацию внимания, и на психическую восприимчивость, и на развитие моторных навыков.
Симптомы синдрома Ирлен:
- повышенная чувствительность к свету: беспокойство, раздражение, сложности с концентрацией внимания при ярком солнце или свете флуоресцентной лампы;
- трудности с контрастным восприятием. Если текст черный, а страница очень белая, особенно, если бумага глянцевая, читать становится сложно или совсем невозможно;
- проблемы текстового восприятия в целом, затруднения в чтении букв, цифр, нотных знаков. Значки «прыгают», сливаются, уплывают, удваиваются, исчезают, затемняются и т. д.;
- ограниченность восприятия текстов, невозможность видеть сразу часть текста, фразу, словосочетания, малый охват материала. Сложности с идентификацией длинных слов, неспособность «бегло просмотреть текст»;
- симптомы дефицита внимания при работе с текстами и знаками: утомление, отвлекаемость, беспокойство, неспособность сосредоточиться на чтении или письме;
- сложности с пространственным восприятием и моторная «неуклюжесть». Неуверенность при играх с мячом или любым перемещающимся объектом, затруднения при перепрыгивании, ходьбе по лестнице, у взрослых — с вождением машины и т. д. из-за несовершенного восприятия глубины и расстояния.
У детей проявление синдрома Ирлен нередко выражается сначала в затруднениях при рассматривании картинок в книгах, отказах учиться читать, головной боли, переутомлении глаз, а также неуклюжести при играх в мяч, катании на велосипеде и т. д. Причем в зависимости от выраженности патологии первые симптомы могут проявляться только в школе на уроках чтения и письма или же в раннем детстве. При дисфункции высокой степени ребёнок видит мир фрагментарно, мозаично, может с трудом узнавать знакомые лица, натыкаться на отдельно стоящие предметы.
Синдром может настолько влиять на зрение, что нарушается практически все визуальное восприятие.
Донна Уильямс, певица, скульптор, композитор, автор книг и высокофункциональный аутист, воспользовалась способом цветокоррекции при помощи цветных линз. «Раньше я смотрела на кого-то и видела сначала нос, потом — ухо, потом еще какие-то части лица. Все вместе это практически не складывалось. Воссоздание образа было невозможно, что вызывало беспокойство и страх. Я с детства считала, что весь мир вокруг сложен из частей и кусочков. Мама была запахом и ощущениями, папа — голосом, брат — постоянным движением. Целостность отсутствовала, и это мешало ощутить связи между моими чувствами, эмоциями, мыслями, телом. Очки Ирлен все поменяли. Все сошлось в единую картину и придало ей смысл.»
При этом синдром Ирлен нередко встречается в сочетании с другими патологиями: дислексией, дисграфией, диспраксией, дисфазией, задержкой развития, СДВГ, а также нередко ассоциируется с расстройством аутичного спектра. Понимания механизмов патологии и ее ассоциации с другими нарушениями нет, но есть подтверждение эффективности цветокоррекции как у детей, так и во взрослом возрасте.
Джон Спенс, британец, дипломированный бакалавр, научился читать только к 34 годам. В школе его считали сначала лентяем, потом — ребёнком с нарушением развития и дислексиком. Читать он не мог: «Казалось, буквы на странице летают, как в 3D-графике».
Школу он закончил, только прибегая к множеству уловок: Спенс просил друзей помочь с письмом или прочитать ему текст, и заучивал страницы наизусть. После окончания школы и службы в армии британец решил стать военным фельдшером, прибегнув к той же тактике обучения. Однако экзамены сдать не удалось: успевающий студент сдал абсолютно пустой экзаменационный лист. Вот тогда и оказалось, что читать и писать он не умеет.
После тестов и обследований Джон Спенс получил наконец правильный диагноз — синдром Ирлен, и необходимую коррекцию. Сегодня ему 47 лет, он отлично пишет и читает, используя несложные приспособления.
Мир сквозь розовые очки
Способ коррекции патологии обнаружила все та же Хелен Ирлен. На одном из занятий ее пациент увидел текст сквозь прозрачный лист пластика красного цвета. И случилось чудо. Буквы перестали прыгать и сливаться.
Эксперимент начался. По его итогам магистр создала Карту дифференциального восприятия, позволяющую определить, какой спектр мешает пациенту читать, какой — писать, какие оттенки помогают читать с доски или работать на компьютере. Результаты оказались потрясающими. На независимом исследовании Вилшер и Тейлор, британские специалисты, выявили, что очки с различными линзами увеличивают у людей с синдромом Ирлен длительность чтения текста с полным восприятием от 15 минут до 2 часов без перерывов.
В 1985 году на экранах телевизоров Австралии показали короткий фильм «Розовые очки», снятый австралийским журналистом о его дочери с синдромом Ирлен и о том, как она научилась читать с розовыми линзами в очках, и не просто читать, но и получать от чтения удовольствие.
Буквально на следующий день телефоны телеканала начали разрываться: звонили люди, которые впервые смогли нормально прочитать текст… на экране телевизора, показывавшем все в розовом цвете. После этой программы в Австралии появилась первая клиника цветокоррекции при университете Сиднея.
Очки необязательно будут розовыми. Кому-то нужны желтые или синие фильтры, для кого-то достаточно, чтобы текст был напечатан на цветной бумаге. Все должно подбираться индивидуально.
В России технология цветокоррекции впервые начала применяться на научном уровне в Красноярске: в КГПУ им. В. П. Астафьева не только осуществляют диагностику и подбор линз, но и помогают детям и взрослым адаптироваться к цветокоррекции, а также проводят исследования эффективности метода. В 2017 году на базе КГПУ была проведена конференция о синдроме Ирлен, связи с РАС, особенностях практики помощи детям и взрослым с синдромом и ассоциированными патологиями. В конференции приняла участие и магистр Хелен Ирлен: ее очки сегодня помогают тысячам людей во всем мире получать удовольствие от чтения и наконец «собирать мир из кусочков» в единое целое.