На взаимоотношениях полов построена практически вся современная культура. Но пока дети растут, родители стараются оградить их от яркого проявления своей гендерной принадлежности, сводя все к эстетике в одежде и выборе игрушек. Когда же стоит обращать внимание малыша на то, к какому полу он относится и что это значит?
Половое развитие ребёнка
Стремление родителей избежать темы полового воспитания совершенно естественно. Так срабатывает в современном обществе природный механизм защиты потомства. Ведь вопросы пола напрямую ассоциируются в сознании с процессом рождения детей, а значит, естественным образом вспоминается и взрослая жизнь, необходимая для зачатия малыша. Пока развитие ребёнка не достигло нужного уровня, многие родители стараются отдалить от него как можно дальше любые факторы, касающиеся заняий любовью и появления детей на свет. «Если мы не будем об этом говорить, то этого получается, что и нет».
На самом деле полностью исключить процесс половой самоидентификации из развития ребёнка хотя бы до подросткового возраста невозможно. Это тоже естественное течение событий — постепенно малыши всех животных начинают наблюдать за своими родителями и друг другом и понимать, чем они отличаются. Человеческих детей этот процесс также не минует. К трем годам интеллектуальное и социальное развитие ребёнка обычно достигает того уровня, когда малыш может проанализировать не только то, что происходит с ними самим в данный момент времени. Он начинает сопоставлять факты, происходящие с другими людьми, выводит первые закономерности, составляет описания. Разумеется, он не может не заметить, что девочки отличаются от мальчиков, а мама отличается от папы, но при этом и папа отличается от дедушки, и так далее.
Дети разные бывают
На этот пик познавательного развития ребёнка часто накладывается поступление в первый социальный коллектив. Именно в возрасте трех лет большинство детей идет в детский сад, и там они неизбежно получают большое количество информации о других детях. Это очень ценный опыт — впервые малыш оказывается в обществе равных. Рядом с ним такие же дети, как он сам. Внимание взрослого человека, воспитателя, рассредоточено на всех, а не сконцентрировано только на одном ребёнке, который привык быть центром внимания в своей семье. Сочетание этих факторов предоставляет благодатную почву для самостоятельного развития ребёнка, выстраивания социальных связей. А параллельно с этим происходит накопление информации о том, какие же они, эти другие дети, с которыми предстоит общаться.
Но даже если малыш не посещает детский сад, он все равно уже проводит большую часть жизни на детской площадке, а значит, бывает в обществе детей. И очень часто родители начинают его сравнивать с другими или приводить их в пример: «Смотри, какой Вася сильный мальчик, он ударился, а не заплакал. Смотри, какая Маша аккуратная — ни одного пятнышка на ее одежде нет, настоящая девочка». Так малыш замечает впервые, что у разных детей родители выделяют разные свойства — от мальчиков ждут смелости, храбрости, от девочки аккуратности, доброты. Это разделение социальных ролей достаточно нормально, если родители или воспитатели в детском саду не начинают стыдить детей за недостаточное проявление гендерности: «Какой же ты мальчик, если расплакался! Какая же из тебя выйдет девочка, если ты перепачкалась в песочнице?» Впрочем, стремление к аккуратности и прочим хорошим качествам надо поддерживать во всех детях вне зависимости от гендера.
Родители, не надо стесняться
Для того, чтобы развитие ребёнка в области осознания своей гендерной принадлежности шло гармонично, родители должны периодически беседовать с детьми о различиях между мужскими и женскими ролями в обществе, а также об особенностях строения человеческого тела. Не нужно форсировать развитие событий и навязывать эту информацию, когда в ней нет необходимости. А о возникновении такой потребности родители узнают от своих же детей — в какой-то момент каждый мальчик или девочка начинают фонтанировать вопросами, которые взрослым зачастую кажутся неудобными. А ведь стесняться тут не стоит. Если ребёнок уже заинтересовался этой темой, он не успокоится, пока не получит ответ на свои вопросы. И будет лучше, если этот ответ он получит из заслуживающего доверия источника.
Больше всего смущаться заставляют вопросы, связанные не с социальным проявлением пола, а со строением тела и назначением разных органов. Родителям, взрослым людям, у которых почти всегда эта часть человеческого организма ассоциируется с занятиями любовью, сложно начать рассуждать об этом при крохе. Но тут надо помнить о том, что у малыша пока такого опыта нет, и он в лучшем случае будет думать о процессе мочеиспускания во время подобной беседы, а значит, ничего слишком раннего по возрасту или неприличного в этой теме нет. Для того, чтобы удовлетворить любопытство малыша, не нужно вдаваться во все-все подробности. Достаточно будет рассказать о главных моментах — для чего предназначен тот или иной орган и какие процессы в нем происходят. Это нейтральная информация, и она займет ребёнка надолго. Также помочь могут энциклопедии, где все то же самое представлено в виде понятных малышу картинок.
Если малыш влюбился
Это происходит с большинством детей в возрасте шести-семи лет и порой пугает родителей. Еще бы — ведь совсем маленькие дети заявляют, что они собираются пожениться! Здесь не стоит делать скоропалительных выводов и паниковать. Первое чувство между детьми редко отличается от крепкой дружбы, а для заведения первых дружеских серьезных связей этот возраст самый подходящий. Просто мальчик и девочка делают выводы на основе известных им стереотипов. Им нравится играть вместе, они хотят делать это чаще — а кто еще все делает вместе? Конечно, мама с папой, потому что они муж и жена. Значит, мы тоже должны пожениться, делают вывод юные «влюбленные».
Родители должны отнестись к этому чувству всерьез, но без негатива и далеко заходящих перспектив. Не стоит высмеивать кроху или читать нотации о том, что рано думать про любовь. Но и слишком поощрять тему или рассказывать о намерениях всем знакомым в присутствии ребёнка не стоит. Скорее всего, малыш еще сам толком не отдает себе отчет в том, какое именно чувство его захватило, он просто впервые в жизни столкнулся с сильной эмоцией. Нужно рассказать и сориентировать, как правильно вести себя в подобной ситуации. Маленькие дети не женятся, потому со свадьбой придется подождать. Но поддерживать теплые отношения можно уже сейчас. Пусть родители расскажут мальчику, как проявлять свои чувства к девочке, можно даже вместе выбрать для нее маленький, но трогательный подарок (или наоборот). Пусть девочка с уважением и заботой отнесется к проявлению чувств мальчика. Это даст детям представление о том, как в будущем должны будут строиться отношения между полами. Ну а до свадьбы все равно еще больше 10 лет впереди — сколько всего может измениться за это время!