XVIII век — время расцвета моды: и в дворянских слоях, и среди представителей среднего класса возникают новые течения, «тренды». Талии поуже, юбки — шире, платье с рукавом или на бретельках… Платьев в течение дня у модной дамы должно было смениться не менее 4-х, утреннее, дневное домашнее, дневное для приема гостей, вечернее. И это только для тех, кто весь день просидел дома. У всех костюмов были свои особенности конструкции и отделки, которые сменялись чуть ли не каждый год. Не следить за модой — означало признаться в своей финансовой и социальной несостоятельности. А тем временем именно мода становилась источником отравлений, инфекций и даже причиной ожогов и тяжелых травм. И смертей. Количество несчастных случаев исчислялось десятками тысяч. Рассказываем о ядовитых тканях и о платьях, затаскивавших дам под поезда и приносивших инфекцию в дом.
Смертельная мода: одежда как источник отравления
Отравление из-за пристрастия к новомодному оттенку? Это не миф. Более того, именно модный оттенок изумруда некоторые источники считают причиной смерти Наполеона. Хотя до него от «парижского зеленого» пострадало огромное количество европейцев, и в особенности дам.
Чтобы приготовить краску для ткани, производители прибегали к мышьяку. Платья, сумочки, шляпки, перчатки — все материалы вымачивались в ядовитом растворе. При прямом контакте с кожей яд впитывался, вызывая сначала признаки местной реакции, сыпь, изъязвления кожи, а затем — системное отравление. И если верхние платья не были так опасны, то шикарные пеньюары модного оттенка носили на практически голое тело…
Император Наполеон ядовитых тканей не носил. Но вот во время его изгнания апартаменты на Корсике были отделаны не менее модными обоями все того же зеленого цвета. Признаки такого отравления, нарушения мышления и поведения, как следствия общего токсикоза, историки находят в записках о последних годах жизни Бонапарта.
Если влияние мышьяка редко доводило до смерти, то вот отравление ртутью вполне могло быть летальным. И речь шла даже не о жидком металле, пары ртути тоже входили в дом вместе с деталями туалета. Если в начале восемнадцатого столетия верхом шика у кавалеров были шляпы «бобрового фетру», из мягкого бобрового меха, то к концу века бобров из-за моды осталось мало. И их стали подделывать при помощи беличьих шкур, отличавшихся жесткостью ворса. Чтобы мех смягчить, его обрабатывали ртутью. Больше всего страдали шляпные мастера, находившиеся в постоянном контакте с жидким металлом. Характерный внешний вид, землистая бледность, худоба, изменчивое настроение, постоянная головная боль и тошнота — следствия отравления. Шляпные мастера выглядели и вели себя также, как безумный Шляпник Льюиса Кэрролла. Вполне вероятно, что один из них послужил писателю прообразом персонажа.
Клиенты мастеров испытывали те же симптомы: носить на голове источник ртутных паров для здоровья крайне вредно.
Корсеты как причина травм
Корсеты средних веков в целом были не самой полезной для здоровья деталью туалета. Хотя одно достоинство есть: спину приходилось держать прямо хотя бы в среднем отделе позвоночника, металлические пластины в корсетах согнуть было непросто. Но вот тугая утяжка во имя тонкой талии приводила к сдавливанию, смещению внутренних органов, кровообращение нарушалось, развивались множественные патологии. Чем тоньше талия — тем лучше, утягивали ее не как любители корсетов сегодня, до «модельных стандартов», а вплоть до 30 см в обхвате! К счастью, мода на такие формы длилась не долго, уже к ХIХ веку тонкой считали талию в 50 см.
Понятно, что защемление кожи между пластинами корсета во внимание не принималось, синяки и ссадины — совершенно естественный спутник утяжек. А затягивать надо было усердно, делали это обязательно при помощи прислуги, и порой не одной, боль и травмы во внимание не принимались. Тяжелая травма внутренних органов из-за сломанных ребер была совсем не редкостью: известны случаи скоропостижных смертей из-за прокола ребром сердца, печени прямо во время бала. Все жертвы — ради красоты.
Кринолины — причина ожогов и пожаров
Еще одна деталь одежды, приносившая страдания и смерть, — кринолины. Широкие юбки разной формы, от пышных округлых до вариантов с турнюрами сзади, по бокам были модными очень долгое время. Они подчеркивали разницу между объёмом талии и бедрами. Изначально пышность юбки достигалась многослойностью, и вес у такой конструкции достигал 20 килограмм!
Облегчение во всех смыслах дамам принесло инженерное изобретение — обручи. Они удерживали форму юбок без особого утяжеления. Но и минусов было немало. Мало того, что ходить, а тем более танцевать в таких кринолинах было целым искусством, дамы не могли сидеть, и долгие балы вынуждены были стоять. А еще такие юбки стали причиной частых ожогов: освещение было свечное. Точно оценивать свои габариты и траекторию движения в соблазнительно колыхающейся конструкции было непросто, а горючие материалы и украшения из тюля загорались мгновенно. Ожог неосторожной моднице был обеспечен, и порой не просто ожог, а с летальным исходом: если поблизости были только дамы, они не могли прийти на помощь к несчастной из-за опасения устроить массовый пожар.
Еще одна опасность пышных кринолинов, украшенных лентами и бантами: их могло затянуть под колеса кареты, поезда. Травма — спутник модницы ХIХ века.
Инфекция на подоле юбки: болезни из-за моды
Хотя и сами юбки собирали немало грязи, становясь рассадником инфекций, в ХIХ веке к ним стал полагаться длинный шлейф. Конечно, походов по сельским дорогам ни праздничная одежда, ни обувь знатных дам не выдерживали, эти туалеты не были предназначены для прогулок в неприсутственных местах. Но шлейфы крепились даже к прогулочным платьям, и к ним отлично приставала вся инфекция, которая только была на улице. А инфекций было немало. Антисанитария на улицах Европы была настоящей проблемой, и, например, кишечная инфекция с фекалиями распространялась по городу за считанные дни. Чтобы что-то подхватить, не обязательно надо было гулять часами, порой хватало нескольких метров от кареты до парадного подъезда. Так что после выхода в свет в костюме с шикарным модным шлейфом в доме могла начаться неприятная болезнь. К примеру, брюшной тиф.