Выполнение домашних заданий с ребёнком — проблема, с которой сталкиваются многие родители. Бесконечные уговоры дописать последнее предложение и решить последний пример, укладывание в портфель учебников и книжек на завтра, повторение изученного на уроках материала — настоящее «испытание» и для ребёнка, и для мамы с папой. Не зря говорят, что, когда ребёнок идет в школу, учиться вместе с ним придется и родителям. Конечно, в первый год обучения малышу будет сложно быстро перестроиться после детского сада на школьный «режим» — родителям, в любом случае, нужно уделять ребёнку максимум внимания и контролировать учебный процесс. Но чтобы не пришлось до университета корпеть вместе с чадом над учебниками, стоит как можно раньше начать дисциплинировать ребёнка, приучая его к большей самостоятельности в плане учебы. Работайте над этим уже с первого класса. Как это сделать?
Родители не должны делать домашние задания за ребёнка!
В 6-8 лет ребёнок получает новый «социальный статус» — он становится школьником. И многие родители думают, что их малыш еще совсем не готов к этому. Что происходит в итоге? Все домочадцы стараются всеми силами помочь крохе, решая за него задачки и выводя прописи. Вот только такая помощь ребёнку не нужна. Главное правило — не делайте за школьника уроки! Это может напрочь отбить у него желание учиться — зачем стараться, если мама и папа все сделают за него?
Да, в возрасте, когда ребёнок идет в первый класс, у него еще не сформировались многие из качеств, так необходимые для успешной учебы — усидчивость, ответственность, умение логически мыслить и четко формулировать свои мысли. Но развитие ребёнка сейчас идет очень быстро — и даже в таком «нежном» возрасте он вполне в состоянии понять объяснения учителя и выполнить домашнюю работу «своими силами».
Другая крайность — пустить процесс обучения на самотек. Контроль родителей в вопросах выполнения ребёнком домашних заданий, безусловно, нужен! Проверяйте, объясняйте, показывайте «как правильно» — но не сидите часами напролет над школьными прописями.
Определите сферы ответственности
Лучше как можно раньше объяснить ребёнку, что оценки и выполнение домашних заданий — полностью его ответственность. «Настройте» первоклашку так, чтобы он понял, что учеба — это его работа. Он учится, а мама и папа только помогают. А вот «запугивать» ребёнка тем, что, если он не будет учиться, обязательно станет дворником, не нужно — таких долгосрочных перспектив малыш пока понять не в силах.
Понятно, что дети приходят из школы уставшими, но уроки все равно делать «придется». Объясните это школьнику.
Выделите постоянное время для выполнения домашнего задания
Лучше сразу донести до ребёнка правило — чем раньше он сделает домашнее задание, тем быстрее отправиться гулять. Поверьте, уже за пару месяцев после детского сада малыш привыкнет к новому распорядку дня. Поддерживайте ребёнка в этот период.
Детям легче делать уроки не сразу после школы, а спустя час-полтора — он немного отдохнет, но еще не успеет «устать» от игр и развлечений. Если дополнительно ребёнок посещает спортивные секции или какие-либо кружки, за выполнение домашнего задания можно сесть немного позже.
Отлично, если вы приучите первоклашку к четкому ритму работы — 25 мин занятий, а потом перерыв 10-15 мин. Эта практика поможет поддерживать рабочий настрой — внимание ребёнка не будет рассеиваться после долгого времени сидения за прописями.
А ближе к средней школе детки должны уже сами уметь планировать свое время. Но и тут нужен контроль родителей — а вдруг у ребёнка что-то пойдет «не по плану».
Дети должны думать
Желая как-то облегчить «участь» школьника, мама и папа иногда даже не дают ему открыть учебник, пытаясь сразу объяснить все, что требуется сделать — остается только выполнить. Неправильный подход — развитию ребёнка это только мешает. Пусть школьник учится думать самостоятельно!
Дайте ребёнку самому прочитать задание, поразмышлять над ним. Дети понимают написанное с некоторым «запозданием» — не так, как взрослые. Не торопитесь, дайте ребёнку время осмыслить задание и начать его выполнять. Спросите, понял ли он то, что требуется сделать. По мере работы помогайте, если у малыша возникли какие-то трудности. В средней школе приходите «на помощь», только когда ребёнок сам попросит об этом.
Обустройте ребёнку рабочее место
Конечно, гораздо удобнее посадить ребёнка делать домашнее задание на кухне — а вы в это время приготовите ужин. Но на самом деле, это сильно отвлекает — посторонние звуки, мамины «нотации»!
У школьника должно быть правильное рабочее место. Садясь за свой письменный стол, он будет понимать, что сейчас время работать, а не развлекаться. Ребёнок не будет серьезно относиться к учебе, если домашние задания он делает буквально «на коленках».
Не перегружайте ребёнка
Все родители хотят, чтобы их чадо было самым умным. Но это не повод, чтобы перегружать ребёнка учебой — особенно в первых классах.
Зачастую дети учатся хорошо даже не потому, что они понимают предметы — они любят сам процесс. А пытаясь научить малыша тому, что ему только предстоит узнать на уроках, вы «убиваете» эту любовь — никакого стремления к великим свершениям! Развитие ребёнка должно проходить постепенно, а не с бесчисленным количеством дополнительных развивающих занятий.
Похвала важна для развития ребёнка
Ребёнок должен ощущать поддержку родителей! Не забывайте хвалить старательного школьника — это для него очень важно. Пятерка за домашние упражнения, самостоятельно выученный стишок, хороший устный ответ у доски — отличные поводы для похвалы. Так повышается самооценка ребёнка и его вера в собственные силы. Это лучший стимул для дальнейшей успешной учебы.
С наказаниями поосторожней. Но это не означает, что малышу нельзя сделать замечания! Наоборот, указывайте на ошибки — пусть ребёнок подумает, как сделать правильно. Только крайностей не нужно — учеба «из-под палки» никогда не дает хороших результатов. Стоит ли ругать школьника, если он принес «тройку» за домашнюю работу, сделанную самостоятельно? Это его опыт. Гораздо эффективнее будет «подтянуть» предмет, немного позанимавшись с ребёнком.