Каждый ребёнок обладает природными задатками и особенностями. Однако, кроме этого, все дети подвержены влиянию родителей. От того, что говорят взрослые детям, как относятся к ним и, даже, что чувствуют, формируется не только поведение ребёнка, но и его характер.
В каждой семье существует свой стиль воспитания. Он зависит от особенностей личности мужчины и женщины, их общения, отношения друг к другу, общих целей, желаний и привычек.
Ребёнок, в силу своей зависимости и временной несостоятельности, отражает результат воспитания своей личности в семье. Чаще всего, взрослые, оказывая воздействие на детей, действуют бессознательно: они воспитывают их так, как воспитывались сами, часто отталкиваются от страхов и ожиданий, опираются на мнение окружающих, педагогов, общество.
Какие стили воспитания существуют? Какое отношение родителей к детям не идет им на пользу? Чем вредит чрезмерная опека и почему нужно перестать судить ребёнка?
Всемогущие родители
Существуют взрослые, которые считают, что они могут все. Более того, все, что они делают, по их мнению, должно быть идеально. Обратного они не приемлют, и, в случае неудачного результата, неоправданных ожиданий, могут впадать в гнев, испытывать сильное разочарование, депрессию, чувство вины. Как правило, это родители, которые почти не дают возможности своим детям действовать самостоятельно — из страха, что те совершат ошибку. Детская оплошность для них равносильна тому, что они сами попали в глупое, смешное положение.
Стремясь к идеальности и совершенству, родители требуют того же и от своих детей. Вежливость, учтивость, воспитанность — это то, чем, по их мнению, должен обладать ребёнок в любое время и в любой ситуации.
Кроме того, такой стиль воспитания отличается гиперопекой. Дети в такой семье долгое время растут послушными, примерными, покладистыми — на зависть всем друзьям, родственникам и учителям. Однако, чаще всего, подобное послушание заканчивается, как только наступает подростковый возраст. Повинуясь гормональным изменениям, ребёнок нарушает все границы и «срывает все замки» — это то время, когда он наконец-то чувствует, что может быть независимым, пытается найти себя, стать живым, избавиться от напряжения.
Финал детско-родительских отношений в таких семьях чаще всего печален — дети, начиная отдаляться в подростковом возрасте, могут так и не вернуться в семью. Они понимают, что жизнь рядом с родителями не может быть настоящей, и поэтому строят свою, ошибаясь, набивая шишки, приобретая опыт.
Искренность по отношению к собственному ребёнку, принятие его таким, какой он есть, поощрение достоинств, работа над недостатками — гораздо полезнее для детской психики, чем стремление соответствовать идеалу, быть всегда на высоте.
Родители и дети — лучшие друзья
Особенности такой семьи заключаются в следующем: посвящение детей во взрослые тайны, посещение с ними мест, куда муж и жена обычно ходят вдвоем, жалобы на жизнь ребёнку, разрешение ему всего, что он хочет, как лучшему другу, которому невозможно отказать.
Подобное воспитание приводит к тому, что дети, в лучшем случае, вырастают избалованными и не понимающими чужих границ, в худшем — становятся преступниками. Нельзя доверять ребёнку все, что происходит во взрослой жизни — он не в состоянии справляться с осознанием и решением проблем родителей.
Многие вещи, которые происходят в мире взрослых, ему объяснить невозможно, даже если очень сильно хотеть. Детская психика не способна выдерживать такую ответственность, поэтому ребёнка может «понести» — он станет безгранично нарушать правила.
Каждому родителю важно и необходимо создавать собственный авторитет, показывать границы, за которые детям заходить запрещено. Только так они могут чувствовать себя в семье на своем месте, быть спокойными, ощущать безопасность и надежность.
Избегающие взрослые
Уходить от проблем, которые «несет» в семью ребёнок — иногда у взрослых есть такая позиция. Они часто говорят: «Не обращай внимания», «Не преувеличивай», «Ничего страшного не произошло», «То, что ты говоришь — ерунда». Дети в таких случаях чувствуют, что родители не воспринимают их всерьез, или им все равно, что происходит с ними. Будучи дошкольниками, они могут долго пытаться привлечь к себе внимание взрослых, а, вступив в подростковый возраст, перестанут надеяться на понимание матери и отца, и найдут людей, которым можно открыться и довериться, на стороне.
Каждому ребёнку, маленькому или уже взрослому, необходимо, чтобы его выслушали, поняли, поддержали, помогали при необходимости. Благодаря такому отношению, он научится опираться сначала на родителя, а потом на себя.
Насмехающиеся родители
Бывает так, что мать и отец смеются над любыми детскими проявлениями — над тем, как ребёнок ходит или бегает, учиться писать, выводя кривые палочки, коверкает слова, надевает одежду, общается с другими, выступает на сцене и так далее. Дети, в большинстве случаев, могут быть забавными. Радоваться, глядя на то, как ребёнок познает мир и смеяться над его ошибками — процессы, которые оказывают разное влияние на детскую психику.
В первом случае, ребёнок не почувствует, что с ним что-то не так, во втором — убедится в этом на сто процентов, будет испытывать стыд, вину, чувствовать себя неловко, неполноценно, хуже всех. Родителям стоит избегать демонстрировать детям такое отношение, где они могли бы испытывать подобные эмоции.
Мать и отец — судьи
Это стиль воспитания, в котором родители, чтобы ни сделал ребёнок, дают ему оценку, суждение. Иногда оно бывает положительным, но, чаще всего, носит отрицательный характер. В такой семье дети чувствуют напряжение, они словно находятся под прицелом, карающим взором родителей.
Им сложно расслабиться, даже когда они остаются наедине с собой, с друзьями, заняты делом. Когда ребёнок делится чем-то сокровенным, задает вопрос или просто общается, совсем не обязательно оценивать при этом его личность, характер или последствия. Всем детям необходимо безоценочное общение, люди, которые могут просто выслушать понять, развеселить, посочувствовать.
Свободное воспитание ребёнка
Отношение к детям по типу «Ребёнку нельзя ничего запрещать — у него должно быть счастливое детство» может привести к развитию детского эгоизма, избалованности, впоследствии — жестокости и нарушению правил. Невозможно воспитать полноценную личность, если уделять внимание только удовольствию, позволению, разрешению и игнорировать правила, запреты, нормы, отрицательный опыт.
Если ребёнок в семье никогда не слышал слово «нет», то повзрослев, он обязательно столкнется с этим, и тогда у него не будет знать, что можно сделать в данной ситуации — отступить, спорить, бороться, защищаться. Свободное воспитание в семье, основанное только на радости, является однобоким и заставляет ребёнка в будущем столкнуться с неприятностями, из которых он не сможет выйти.