«Поторопись — мы опаздываем! Почему ты так долго? Ты столько времени теряешь зря!»… Родители часто пристают к своим детям с подобными упреками и вопросами. При этом далеко не все мамы и папы как следуют знакомят ребёнка с понятием времени и рассказывают о необходимости ценить каждую минуту. Поделимся несколькими советами о том, как научить детей тратить их время с умом.
Начните обучение с раннего возраста
Чем раньше родители познакомят ребёнка с понятием "время", тем лучше. Как только малыш начнет разговаривать, в игровой манере ему можно рассказывать о часах и времени. Не обязательно сразу же приступать к изучению цифр и стрелок на циферблате. Достаточно начать со знакомства с понятиями «быстро» и «медленно».
К примеру, дети могут выполнить несложные задания (обуться, собрать игрушки или пирамидку), пока родители будут считать до определенной цифры. Ребёнка школьного возраста полезно приучать укладываться в определенные временные рамки для выполнения домашней работы и бытовых дел.
Объясните детям, как чувствовать время
Научиться внутреннему чувству времени могут даже дети, которые еще не умеют следить за стрелками часов. Веселее всего сделать это в игровой манере, к примеру, дав задание малышу пробежаться или одеться, пока будет работать секундомер. Нужно сначала показать ребёнку часы и дать послушать, как они тикают, чтобы малыш осознал, как они умеют «ходить» и научился чувствовать временные отрезки.
Но перебарщивать в этом деле не стоит. Не пытайтесь приучить ребёнка жить по часам. Цель родителей — помочь ребёнку понять, что такое час времени или 15 минут. Чтобы в следующий раз, когда малышу говорят: «Мы уезжаем через пять минут», он знал, что у него уже нет времени смотреть телевизор или играть в своей комнате. Ребёнок будет понимать, что за пять минут он успеет только собрать свои вещи или одеться.
Добавьте веселую и творческую ноту
Знакомство малыша с тайм-менеджментом не должно быть скучным. Используйте для этого творческий подход: раскрашивайте календари цветными карандашами, добавляйте к ним яркие наклейки, чтобы отметить особые даты. Сделайте обучение увлекательной игрой, чтобы ребёнку было интересно выполнять обычные задачи в пределах обозначенного времени: чистить зубы, одеваться, обуваться, собирать рюкзак и пр. Постепенно дети должны почувствовать власть над собственным временем, которое они самостоятельно могут контролировать.
Повесьте в комнате ребёнка красочный календарь с удобной линейкой, которая помогала бы малышу фиксировать даты. Украсить календарь можно с помощью подручных средств и сделать это вместе с ребёнком, используя любимые темы (куклы, машинки, футбол, герои мультфильмов и пр.). Дети школьного возраста могут нарисовать большой, красочный календарь самостоятельно.
Создайте общий семейный календарь
Составление семейных календарей — замечательный способ обучить ребёнка тайм-менеджменту. Делать это желательно всей семьей. Можно сразу распланировать дела на всю неделю, отметить яркой краской важные даты на весь год, выделить сроки каникул или отпуска и пр. Для самодельного календаря можно взять большой лист ватмана, чтобы места для пометок хватило всем.
Каждому члену семьи желательно выбрать свой цвет, которым он будет отмечать важные для него даты и график. Это простое и увлекательное занятие поможет детям научиться планировать свое время и соблюдать заданный план. К тому же, такое мероприятие будет веселым поводом собраться всей семьей.
Составьте календари для детей и родителей
В дополнение к созданию семейного календаря каждому члену семьи, в том числе и ребёнку, полезно иметь свой собственный календарь. Так он сможет лучше понимать свой график, держать его на виду у себя в комнате и более детально его изучать или корректировать.
Родители должны помочь малышу правильно распределить время на день или неделю, учитывая его пожелания и потребности. Нужно поощрять детей за то, что они следуют установленному ими графику, добавляют новые задачи и отмечают завершенные.
Придерживайтесь режима
Иногда из-за некоторых непредвиденных событий приходится нарушать режим. Но не стоит расслабляться и позволять малышу забывать о запланированном вместе с ним плане. Если режиму не следовать без видимой причины, то ребёнок быстро отвыкает от этого навыка, и ему в дальнейшем будет трудно контролировать свое время. Режим должен соблюдаться даже в выходные.
Не перегружайте ребёнка
Однако всему есть мера. Одна из самых распространенных ошибок родителей — излишнее старание занять ребёнка после школы или детского сада. Так малыш может слишком устать, поэтому при составлении режима нужно выделять достаточное время как для занятий, так и для отдыха. При этом желательно учитывать возрастные и физиологические особенности ребёнка. Иначе дети вместо того, чтобы учиться управлять своим временем, будут чувствовать, что им постоянно куда-то нужно идти, что-то необходимо сделать, а это негативно скажется на их обучении. Иногда полезно немного отвлечься и просто отдохнуть.
Оставьте время для отдыха
Создавая расписание, необходимо включать в него и свободное время для ребёнка. Дети должны понимать, что в их график входят не только сплошные дела и обязанности, но и отдых. Конечно, сразу ребёнку будет сложно вовремя останавливаться и отрываться от игр, переходя к другим занятиям. Но напоминать ему об этом нужно без крика и ругани, а в увлекательной и доступной для него манере. Иначе все занятия и дела он будет воспринимать как наказание, что может закончиться протестом и сплошными капризами.
Используйте систему поощрений
Поощрять детей за их старания — хорошая идея. Маленькие призы станут для них полезной мотивацией. Награды могут быть ежедневными или еженедельными. Вид поощрений лучше обговорить заранее, чтобы ребёнку было интересно к ним стремиться: немного сладкого, несколько минут видеоигр, семейный поход в кино или кафе. Родителям нужно постараться превратить эти награды в дополнительное время для семейного отдыха.
Помогите малышу установить приоритеты
Это очень важный навык для любого человека. Ребёнку нужно объяснить понятие «приоритет» и такие слова, как «первый», «следующий», «последний». Но не нужно сразу требовать от ребёнка видения долгосрочных перспектив его действий. Большинство детей не умеют рассуждать о реальном будущем, планируя свои действия только на день или на неделю. Начните с малого — с установки ежедневных или даже ежечасных приоритетов. Они позволят ребёнку понимать, что он должен сделать в первую очередь, а что — в последнюю.