11.11.2016 Обновлено: 13.12.2019 2954

Темная сторона шопинга

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Ваше мнение

Оставить отзыв

Походы по магазинам из простого добывания ресурсов превратились в захватывающее приключение. Торговые центры с их заманчивыми витринами, удобными пространствами, лавочками, кафе и зонами отдыха далеко ушли от рыночных рядов и варежек на газетке у метро. Процесс выбора товаров стал настолько важным занятием для рядового горожанина, что ему даже посвящен специальный праздник: 11 ноября весь мир отмечает День шопинга. Но иногда мир витрин становится наркотиком для человека, заставляя его снова и снова приходить за покупками, оставляя умелым продавцам все свои средства. Это состояние называется шопоголизмом. О темной стороне шопинга рассказывает MedAboutMe

Шопинг: удовольствие и лекарство от депрессии

Шопинг: удовольствие и лекарство от депрессии

Процесс закупок бывает разный. Социологи выделяют:

  • Шопинг для приобретения товаров.

Это значит, что цель похода в магазин — исключительно закупиться необходимыми вещами и продуктами. Если такой шопинг происходит в гипермаркете, он представляет собой непростое предприятие, связанное с большими затратами психической, эмоциональной и физической энергии и далеко не всегда приносит чувство удовлетворения. Скорее, выматывает и опустошает.

  • Шопинг как удовольствие.

Прогулка по торговым рядам, рассматривание изобилия товаров без совершения рутинных покупок. Шопинг ради самого шопинга. Это совершенно неконтролируемый процесс, который доставляет покупателю чистое наслаждение вне зависимости от результата.

  • Шопинг как лекарство от депрессии.

Врачи рассматривают шопинг в качестве компенсаторной деятельности при депрессии, повышенной тревожности, а также в сложных жизненных ситуациях у вполне здоровых людей. Эта разновидность шопинга может выражаться в самых разных формах. Человек в этом случае рыскает по магазину в поисках утешения, чтобы противостоять разрушительным внутренним импульсам.

В процессе компенсаторного шопинга нередко покупается то, что будет напоминать об источнике проблем. И таких покупок необходимо научиться избегать. Так, провалив сложный проект на работе, не стоит приобретать книгу из серии «Как добиться успеха на работе». Это лишь усилит проявления депрессии.

Польза шопинга для здоровья

Польза шопинга для здоровья

Шопинг сам по себе — это не плохо. Например, доказано, что частый шопинг продлевает жизнь и сохраняет здоровье. Исследования на Тайване среди пожилых людей (старше 65 лет) показали, что у тех из них, кто делал покупки ежедневно, вероятность ранней смерти была на 27% ниже по сравнению с теми, кто реже ходил по магазинам. Причем для мужчин шопинг оказался важнее: он сокращал риск смерти на 28%, а у женщин — только на 23%.

Ученые объяснили это тем, что регулярный шопинг предполагает постоянный запас свежей и здоровой пищи, что позволяет человеку правильно питаться. Для пожилых граждан даже бесцельные хождения по магазинам — важный фактор создания и поддержания социальных связей. Кроме того, прогулки по современным торговым центрам — это неплохая разновидность физической активности для людей, ведущих преимущественно сидячий образ жизни.

Но иногда мирный шопинг поглощает человека настолько, что он становится шопоголиком.

Как становятся шопоголиками?

Как становятся шопоголиками?

Шопоголизм — это состояние, когда страсть к шопингу перерастает в самую настоящую зависимость, такую же, как пристрастие к сигаретам, алкоголю, наркотикам, азартным играм и т. п. Удовольствие, эйфория, которые испытывает шопоголик в процессе покупок, настолько велики, что он будет снова и снова возвращаться к прилавку, оставляя там все свои деньги.

Считается, что 10-15% всех людей имеют генетическую предрасположенность к формированию такого рода зависимостей. В США, по данным статистики, насчитывается 18 млн шопоголиков.

Кто же входит в группы риска по шопоголизму?

  • Женщины.
  • Молодежь, точнее, поздний подростковый период и молодые люди.

Ученые считают, что начало шопоголизма связано с возможностью заведения собственной кредитной карты. Кстати, с возрастом вероятность стать шопоголиком уменьшается.

  • Люди с высокими показателями экстраверсии и нейротизма.

Для экстравертов походы по магазинам — это еще одна возможность выражения своей индивидуальности, повышения социального статуса и личной привлекательности в глазах окружающих. Невротики обычно более застенчивы, более склонны к депрессии и пользуются шопингом для снижения негативных эмоций.

  • Тревожные люди, для которых характерна частая смена эмоций.

А педантичные исполнительные интеллектуалы намного реже страдают от шопоголизма — они обычно хорошо умеют контролировать свои порывы, да и магазины чаще рассматривают исключительно с практической точки зрения.

  • Люди с низкой самооценкой, а также с расстройствами психики (депрессия и др.).

Иногда шопинг помогает им с