Учеба «на удаленке», какой бы ни была причина, стала поводом для родительских тревог. Мы беспокоимся, что ребёнок начнет отставать по программе, часами сидеть у монитора, растеряет друзей. Наконец, поглупеет и впадет в депрессию. И это вполне понятно: мы не учились дистанционно, и пропуски по болезни не в счет. Взрослым модель онлайн-обучения школьников не знакома, а все неизвестное вызывает опасения.
У ученых пока что нет достаточного объёма информации о влиянии цифрового обучения на детей сейчас и в будущем. Но кое-что они изучить смогли, и вот какие факты стали известны.
Можно не ограничивать время у мониторов
Эксперты Американской академии педиатрии считают, что нет необходимости ограничивать учеников количеством времени, проведенного онлайн. Хотя касается это только школьного возраста:
- До двух лет врачи не советуют давать гаджеты детям совсем, если это не видеозвонок от бабушки, за которым ребёнок явно не просидит больше пары минут;
- Возраст в два-пять лет подразумевает не более часа экранного времени в день, при этом час стоит разбивать на отрезки по 10-20 минут. Чем младше ребёнок, тем короче «сеанс»;
- С шести лет можно не ограничивать детей, но при важном условии: гаджеты не должны влиять на жизнь, здоровье, физическую активность, сон и так далее. При этом нет определенных часов, которые можно проводить за монитором, а потом наступает время Х, и нужно все выключить и отобрать.
Как и в других сферах жизни, нужен баланс.
А вот с маленькими детьми все сложнее: так, японские исследователи недавно обнаружили, что избыток экранного времени у детей до 1,5 лет вызывает симптомы, похожие на расстройство аутистического спектра.
Это не означает, что у ребёнка из-за мультиков вдруг разовьется аутизм, но вот низкая социальная активность, отсутствие интереса к другим людям, сюжетно-ролевым играм, контакту глаз, а также задержка речевого развития вполне могут появиться. А это все относят к аутичным чертам.
Сама по себе учеба онлайн не снижает успеваемость
Тот факт, что в жизни ребёнка появляется компьютер с выходом в интернет, на успехи в учебе не влияет. Влияют его интересы, а в случае с онлайн-обучением — образовательная программа и возможности педагогов. Понятно, что традиционные уроки не получится просто взять и начать транслировать по сети с тем же успехом, какой ожидается от очного присутствия. Но при этом онлайн открывает новые возможности.
Результаты исследований показывают, что грамотно спланированная онлайн-программа помогает учащимся успевать даже лучше, чем традиционный формат. Так, в обзоре 2019 года было выявлено, что удаленное обучение как минимум не менее эффективно, а в ряде случаев приносит лучшие результаты в освоении знаний и навыков. Речь, правда, идет о студентах медвузов: им онлайн может заменить традиционный бакалавриат (а это непросто).
Однако вывод един: все зависит от того, как разработана учебная программа и насколько высок профессионализм педагогов.
Удаленка не делает ребёнка одиноким
Хотя, конечно, дети могут поспорить: одно дело общаться «в живую», а другое — через мониторы. Однако при общем переводе на карантин эти неудобства объединяют и заставляют школьников общаться даже чаще.
Эксперты Детского фонда ООН также считают, что вне зависимости от удаленного обучения возможности интернета в целом идут на пользу дружеским отношениям и социальным связей детей. Соцсети поддерживают и укрепляют отношения со сверстниками и уменьшают чувство одиночества. И немаловажная причина в том, что деликатные и личные темы проще обсуждать. Скрываясь за монитором, а не лицом к лицу.
Есть также результаты исследований о влиянии социальных сетей на эмпатию. В целом соцсети способны повышать навык понимания других людей и сопереживания им.
Разумеется, интернет — не идеальная площадка для общения, и там есть негативные стороны. Социальные сети, к примеру, не зря советуют использовать с умом и не открывать доступ к своему аккаунту всем желающим: кибербуллинг — вполне реальная проблема. И последствия у нее могут быть серьезные: от повышенной тревожности и депрессии с тяжелой социальной изоляцией.
Но вывод такой: хотя в цифровом пространстве руку не пожать, да и обняться невозможно, но оно предоставляет возможности для эффективного общения. Хотя травля и одиночество в соцсетях тоже возможны, и это надо учитывать — как и в реальной жизни.
Зрение от мониторов не портится
Как и от любви к чтению — в чем раньше обвиняли книги, сегодня винят экраны телевизоров и гаджетов. Хотя все занятия действительно заставляют глаза напрягаться и могут вызвать аккомодационный спазм и сухость слизистой — из-за чего глаза краснеют, зудят, а острота зрения временно снижается (но восстанавливается, когда спазм проходит), сами по себе эти занятия миопию не вызовут.
А вот опосредованно — могут. Если ребёнок не проводит 2 часа в день на улице, то риск миопии резко возрастает. Особенно в семьях, где у одного или обоих родителей зрение «минусовое»: склонность к близорукости передается генетически.
Так что вывод: опять-таки нужен баланс. Если отобрать планшет и посадить ребёнка за пазлы, результат будет один и тот же. Глазам нужен солнечный свет и частое передвижение фокуса с дальних объектов на ближние.
Подробнее о мифе про вред от экрана для глаз и другие распространенные заблуждения родителей (например, про сколиоз от сидения за учебниками) мы рассказываем в этой статье.
Запрет на экранное время не заставит ребёнка двигаться
Результаты исследования экранного времени в связи с физической активностью противоречат друг другу: в одних утверждается, что чем больше ребёнок сидит в интернете, тем меньше он двигается (это можно наблюдать и у взрослых), в других научных работах такая связь отсутствует. Однако все эти исследования объединяет одно: в них дети играли, а не учились. При онлайн-образовании уроки физкультуры никуда не исчезают.
Более интересно и полезно другое исследование: эксперты Детского фонда ООН утверждают: не стоит рассчитывать, что если отобрать у ребёнка гаджет, он побежит играть в футбол. Чтобы побудить детей двигаться, нужно создавать условия и мотивацию для занятий спортом и подвижных игр.
Детям надо не менее часа в сутки активного движения и три раза в неделю занятия по укреплению скелетно-мышечного каркаса. Отсутствие физической активности сказывается не только на склонности к полноте, но и на росте костных тканей.
Вывод: если ребёнок все время сидит, виновата не «удаленка».
От интернета дети не глупеют
Ни в одном исследовании ученые не нашли доказательств вреда от цифровых технологий для детского мозга. Негативные последствия развиваются, если появляется интернет-зависимость с нарушением сна, питания, отношений в семье и учебы в школе. Но это болезнь, а не влияние интернета как такового.
Хотя справиться с ней непросто, и у детей риск развития зависимости (причем любой) выше, чем у взрослых в силу возрастных особенностей психики. Ученые советуют в таком случае обращаться к врачам, а чтобы не дать ей развиться, соблюдать правила профилактики: о них мы рассказали в статье «10 советов, которые помогут ребёнку не зависеть от гаджетов».