Учеба на удаленке и здоровье детей: так ли все плохо?

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Учеба «на удаленке», какой бы ни была причина, стала поводом для родительских тревог. Мы беспокоимся, что ребёнок начнет отставать по программе, часами сидеть у монитора, растеряет друзей. Наконец, поглупеет и впадет в депрессию. И это вполне понятно: мы не учились дистанционно, и пропуски по болезни не в счет. Взрослым модель онлайн-обучения школьников не знакома, а все неизвестное вызывает опасения.

У ученых пока что нет достаточного объёма информации о влиянии цифрового обучения на детей сейчас и в будущем. Но кое-что они изучить смогли, и вот какие факты стали известны.

Чем опасна вагинальная атрофия: не только сухость и боль

Сухость, боль, частые инфекции и ухудшение самочувствия: почему развивается атрофия стенок влагалища и как её лечат?

Можно не ограничивать время у мониторов

Можно не ограничивать время у мониторов

Эксперты Американской академии педиатрии считают, что нет необходимости ограничивать учеников количеством времени, проведенного онлайн. Хотя касается это только школьного возраста:

  • До двух лет врачи не советуют давать гаджеты детям совсем, если это не видеозвонок от бабушки, за которым ребёнок явно не просидит больше пары минут;
  • Возраст в два-пять лет подразумевает не более часа экранного времени в день, при этом час стоит разбивать на отрезки по 10-20 минут. Чем младше ребёнок, тем короче «сеанс»;
  • С шести лет можно не ограничивать детей, но при важном условии: гаджеты не должны влиять на жизнь, здоровье, физическую активность, сон и так далее. При этом нет определенных часов, которые можно проводить за монитором, а потом наступает время Х, и нужно все выключить и отобрать. 

Как и в других сферах жизни, нужен баланс.

Важно!

А вот с маленькими детьми все сложнее: так, японские исследователи недавно обнаружили, что избыток экранного времени у детей до 1,5 лет вызывает симптомы, похожие на расстройство аутистического спектра.

Это не означает, что у ребёнка из-за мультиков вдруг разовьется аутизм, но вот низкая социальная активность, отсутствие интереса к другим людям, сюжетно-ролевым играм, контакту глаз, а также задержка речевого развития вполне могут появиться. А это все относят к аутичным чертам.

Сама по себе учеба онлайн не снижает успеваемость

Тот факт, что в жизни ребёнка появляется компьютер с выходом в интернет, на успехи в учебе не влияет. Влияют его интересы, а в случае с онлайн-обучением — образовательная программа и возможности педагогов. Понятно, что традиционные уроки не получится просто взять и начать транслировать по сети с тем же успехом, какой ожидается от очного присутствия. Но при этом онлайн открывает новые возможности.

Результаты исследований показывают, что грамотно спланированная онлайн-программа помогает учащимся успевать даже лучше, чем традиционный формат. Так, в обзоре 2019 года было выявлено, что удаленное обучение как минимум не менее эффективно, а в ряде случаев приносит лучшие результаты в освоении знаний и навыков. Речь, правда, идет о студентах медвузов: им онлайн может заменить традиционный бакалавриат (а это непросто).

Однако вывод един: все зависит от того, как разработана учебная программа и насколько высок профессионализм педагогов.

Удаленка не делает ребёнка одиноким

Удаленка не делает ребёнка одиноким

Хотя, конечно, дети могут поспорить: одно дело общаться «в живую», а другое — через мониторы. Однако при общем переводе на карантин эти неудобства объединяют и заставляют школьников общаться даже чаще.

Эксперты Детского фонда ООН также считают, что вне зависимости от удаленного обучения возможности интернета в целом идут на пользу дружеским отношениям и социальным связей детей. Соцсети поддерживают и укрепляют отношения со сверстниками и уменьшают чувство одиночества. И немаловажная причина в том, что деликатные и личные темы проще обсуждать. Скрываясь за монитором, а не лицом к лицу.  

Это интересно!

Есть также результаты исследований о влиянии социальных сетей на эмпатию. В целом соцсети способны повышать навык понимания других людей и сопереживания им.

Разумеется, интернет — не идеальная площадка для общения, и там есть негативные стороны. Социальные сети, к примеру, не зря советуют использовать с умом и не открывать доступ к своему аккаунту всем желающим: кибербуллинг — вполне реальная проблема. И последствия у нее могут быть серьезные: от повышенной тревожности и депрессии с тяжелой социальной изоляцией.

Но вывод такой: хотя в цифровом пространстве руку не пожать, да и обняться невозможно, но оно предоставляет возможности для эффективного общения. Хотя травля и одиночество в соцсетях тоже возможны, и это надо учитывать — как и в реальной жизни.

Зрение от мониторов не портится

Как и от любви к чтению — в чем раньше обвиняли книги, сегодня винят экраны телевизоров и гаджетов. Хотя все занятия действительно заставляют глаза напрягаться и могут вызвать аккомодационный спазм и сухость слизистой — из-за чего глаза краснеют, зудят, а острота зрения временно снижается (но восстанавливается, когда спазм проходит), сами по себе эти занятия миопию не вызовут.

А вот опосредованно — могут. Если ребёнок не проводит 2 часа в день на улице, то риск миопии резко возрастает. Особенно в семьях, где у одного или обоих родителей зрение «минусовое»: склонность к близорукости передается генетически.

Так что вывод: опять-таки нужен баланс. Если отобрать планшет и посадить ребёнка за пазлы, результат будет один и тот же. Глазам нужен солнечный свет и частое передвижение фокуса с дальних объектов на ближние.

Подробнее о мифе про вред от экрана для глаз и другие распространенные заблуждения родителей (например, про сколиоз от сидения за учебниками) мы рассказываем в этой статье.

Запрет на экранное время не заставит ребёнка двигаться

Запрет на экранное время не заставит ребёнка двигаться

Результаты исследования экранного времени в связи с физической активностью противоречат друг другу: в одних утверждается, что чем больше ребёнок сидит в интернете, тем меньше он двигается (это можно наблюдать и у взрослых), в других научных работах такая связь отсутствует. Однако все эти исследования объединяет одно: в них дети играли, а не учились. При онлайн-образовании уроки физкультуры никуда не исчезают.

Более интересно и полезно другое исследование: эксперты Детского фонда ООН утверждают: не стоит рассчитывать, что если отобрать у ребёнка гаджет, он побежит играть в футбол. Чтобы побудить детей двигаться, нужно создавать условия и мотивацию для занятий спортом и подвижных игр.

Факт!

Детям надо не менее часа в сутки активного движения и три раза в неделю занятия по укреплению скелетно-мышечного каркаса. Отсутствие физической активности сказывается не только на склонности к полноте, но и на росте костных тканей.

Вывод: если ребёнок все время сидит, виновата не «удаленка».

От интернета дети не глупеют

Ни в одном исследовании ученые не нашли доказательств вреда от цифровых технологий для детского мозга. Негативные последствия развиваются, если появляется интернет-зависимость с нарушением сна, питания, отношений в семье и учебы в школе. Но это болезнь, а не влияние интернета как такового.

Хотя справиться с ней непросто, и у детей риск развития зависимости (причем любой) выше, чем у взрослых в силу возрастных особенностей психики. Ученые советуют в таком случае обращаться к врачам, а чтобы не дать ей развиться, соблюдать правила профилактики: о них мы рассказали в статье «10 советов, которые помогут ребёнку не зависеть от гаджетов».

Читайте также

Школы в период пандемии: как учатся дети за рубежом?
От полного онлайна до конца учебного года до обычной учебы, и все строгие (и не очень) меры безопасности и гибридного образования!
Пока все дома: 20 лайфхаков для тех, кто работает удаленно
Как работать дистанционно: 20 советов от тех, кто всегда все успевает.
Когда лучше спать ребенку: дневной и ночной сон
Какое время лучше всего подходит для ночного и дневного сна ребенка? И какое время выбрать? Мы расскажем о нюансах выбора времени.
Детский аутизм: признаки, диагностика и коррекция
Внимательное наблюдение родителей за поведением своего малыша играет важную роль в своевременном выявлении аутизма и в эффективности его коррекции.
Хорошо сидим: как выбрать кресло для работы
Как выбрать кресло для работы и сохранить здоровье при сидячем образе жизни — в статье MedAboutMe.
Ученые выяснили, почему нельзя шлепать детей: страдает даже интеллект
Метод воспитания, который не работает: что на самом деле происходит, если отшлепать ребенка.
Опубликовано 25.02.2022 19:39
Рейтинг статьи:
4,7

Использованные источники

Associations among Screen Time and Unhealthy Behaviors, Academic Performance, and Well-Being in Chinese Adolescents / Yan H, Zhang R, Oniffrey TM, et al. // Int J Environ Res Public Health. 2017
The association between time spent outdoors and myopia in children and adolescents: a systematic review and meta-analysis / Sherwin JC, Reacher MH, Keogh RH, Khawaja AP, Mackey DA, Foster PJ. // Ophthalmology. 2012
Learning on hold: Cell phones sidetrack parent-child interactions. / Reed J, Hirsh-Pasek K, Golinkoff RM. // Dev Psychol. 2017
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

«Территория здорового сна» — о стрессе и недосыпе: как разорвать порочный круг и начать высыпаться?

Чем опасна вагинальная атрофия: не только сухость и боль

Сухость, боль, частые инфекции и ухудшение самочувствия: почему развивается атрофия стенок влагалища и как её лечат?

Метеоризм: какая пища вызывает резкий запах кишечных газов

Виновники газообразования: из-за чего образуются кишечные газы и что делать?