Дети, обучающиеся в этих школах, опровергают стереотип о том, что производству нужны люди, чей интеллект уступает интеллекту станка с ЧПУ. Они задумываются о том, чем будут заниматься после окончания школы уже в пятом классе и упорно работают для достижения своей цели. К выпускным экзаменам школьники осознанно делают выбор будущей профессии.
Что это за фантастические школы, куда дети идут с удовольствием и говорят, что учиться — это их любимая работа? На портале MedAboutMe мы подготовили обзор уникальных российских школ.
Обыкновенное школьное чудо
Разве бывает нечто необычное в российской школе? Стандартный набор предметов, обычное расписание, с трудом меняющиеся правила и устойчивое нежелание детей идти в «поход за знаниями» по проторенной тропе.
Однако перемены, все же, есть. Существуют в России необычные школы. Они отличаются от прочих внешним видом зданий, отсутствием тоски на уроках, энтузиастами-учителями и увлеченными обучающимися.
Что же в них необычного? Выбор методики обучения детей и принципиально иные взаимоотношения учителей и обучающихся. Во многих из них вместо унылой классно-урочной системы, так надоевшей детям и родителям, используются инновационные технологии обучения. Высокий уровень знаний, креативность учителей и учащихся дают, в итоге, хорошие результаты. Главная заслуга педагогов таких школ в том, что они сумели сделать учебу интересной, избежать усредненных стандартов, отойти от традиционно-консервативной системы образования. Обыкновенное чудо ежедневно происходит в школьной жизни необычных школ: здесь работают увлеченные люди, а дети хотят учиться и делают это с радостью.
Главные компоненты успешной школы
Помните известную цитату о том, что такое счастье? Да. Это чувство знакомо тем, кого понимают. И любят. Не за достигнутые успехи, а за то, что человек уникален.
В чем необычность и успешность отдельных школ? В том, что все известные удивительные школы России стали таким местом, где с помощью уважения, взаимопонимания и любви, детей учат быть счастливыми. Такие школы можно назвать первым социальным институтом, где каждый ребёнок окружен заботой настолько, что он становится интересен другим, где взаимопонимание между взрослыми и детьми развито так, что становится основой духовного единения. Необычно в таких школах и то, что в них нет места зависти и злости, потому что все там, как одна большая семья. Тогда в глазах и взрослых, и детей появляется огонь, восторг и дух захватывает от того, что дети понимают, а взрослые знают, что у них все получится:
- направление выбрано правильно;
- цель обозначена;
- подход к обучению и воспитанию индивидуальный;
- результаты отслеживаются и вовремя корректируются;
- оптимизм и упорство в достижении целей приветствуются и поощряются.
Перспективные игры
Нынче весьма популярно образование детей в частных школах. Их количество растет и уже не пугает ни родителей, ни чиновников. В московском учебном заведении «Перспектива» все отличается от обычной школы: в классах обучаются по 10-12 человек, экзамены проводятся раз в полгода, образовательные программы называются «пакеты», а дети вместе с учителями постоянно играют в игры.
Например «пакет», объединяющий историю, литературу и географию, может превратить всех обучающихся и учителей в «японцев». Это значит, что в столовой у детей в руках будут палочки, сидеть они учатся на циновках. В такой игровой форме детей знакомят с жизнью, культурой, историей и традициями Японии.
Периодически все школьники перемещаются в Подмосковье для «Большой игры». В зависимости от темы, дети становятся жителями города или деревни, ремесленниками или купцами. Атмосфера взаимопонимания, увлекательные игры, уникальные методики обучения и возможность выбора дополнительных занятий по душе выгодно отличают «Перспективу» от обычных школ.
Пермские IT-шники
Инициатива краевой администрации «Уникальные школы» дала возможность организовать в Перми практически школу будущего. Каждое образовательное учреждение, принявшее участие в проекте, выбрало свое направление: дизайн, инженерное дело, спорт. В школе No10 решили, что одно из перспективных направлений — это IT-технологии.
Зачем проводится эксперимент? Для того, чтобы помочь ребёнку сделать осознанный выбор своей будущей профессии. Работа начинается с пятого класса, и тогда выпускник не теряется в догадках, чем ему заняться после окончания школы. Он уже многое умеет и понимает, где его знания и талант могут пригодится.
В школе дети не просто постигают основы информатики, но знакомятся с профессиями, где применяются новые информационные технологии. Школа сотрудничает с предприятиями, приглашает специалистов для проведения мастер-классов, ребята бывают на экскурсиях на производстве. В школе есть свой технопарк, лаборатории, где дети учатся конструировать роботов, медиацентр.

Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, знают все о том, как организовать для своего ребёнка комфортную среду, знают, как важна для него каждая мелочь в интерьере квартиры. Особенно важно это учитывать, когда речь идет об образовании. Где еще можно найти место, где их ребёнку будет так же удобно?
Именно поэтому родители детей с особенностями здоровья часто выбирают обучение дома. Принять такое решение поначалу непросто, ведь школьная программа постоянно меняется. То, как учили 20-30 лет назад, уже не всегда позволяет достичь высоких результатов. За это время изменился и формат проверки знаний, и способы подачи информации. Как заменить ребёнку целый школьный мир, оставив его в зоне комфорта? И тут на помощь приходит самая необычная школа. Цифровые школы представляют собой полноценные образовательные учреждения, которые приходят к родителям и детям домой, поддерживая и направляя учебный процесс.
Здесь работают не только педагоги-предметники, каждый из которых готов ответить на любые вопросы по сложным темам, но и целый штат педагогов-психологов, а каждого ученика школы сопровождает тьютор.
Мобильная платформа предполагает интерактивный учебник и банк заданий по всем школьным предметам с 1 по 11 класс. Учитель проводит интернет-уроки по удобному гибкому графику, контролирует работу ребёнка дома, ставит оценки, видит прогресс каждого ученика. А самое главное то, что родители получают обратную связь и рекомендации от педагогов, тьюторов, психологов.
Система обучения построена таким образом, что все промежуточные аттестации и итоговые экзамены ученики сдают успешно, ведь образовательная программа полностью соответствует федеральным стандартам.
Ученики школы общаются между собой во время занятий, находят среди одноклассников новых друзей. Для многих семей с особенными детьми уникальная школа «БИТ» в режиме онлайн стала безопасной и комфортной домашней школой, где можно учиться, даже находясь на лечении или на отдыхе.
Школа сенсорной свободы
В Красноярске работает необычная школа. Здесь обучают по методике, разработанной профессором Владимиром Базарновым. Она предполагает отход от обычной формы ведения урока. Дети не сидят за партой, а стоят. Доски в классе тоже нет. Все, что нужно для обучения, расположено в разных местах класса, т. е. дети все время передвигаются по учебной комнате. Школьники могут выполнить какую-то работу у специальной парты-кафедры. Малыши в этой школе учатся писать чернилами и пером.
Мальчики и девочки учатся раздельно. Общими бывают лишь занятия музыкой и танцами. Для мальчиков существует специальный ритуал посвящения в богатыри. Девочек обучают вести хозяйство. Активно используются здоровьесберегающие технологии в обучении.
Экошколы
Воспитанием бережного отношения к природе занимаются на уроках в поле дети, обучающиеся в фермерской школе. Педагоги школы считают своей основной задачей вырастить детей не равнодушными к окружающему миру, умеющих оберегать и сохранять природу.
Алтайские школьники работают на собственных полях, собирают урожай и учатся правильно организовывать его реализацию. Наряду с обычными предметами, дети постигают основы агроэкономики, растениеводства, машиноведения.
В московской экологической школе дети заняты в природоохранных мероприятиях, разрабатывают экоэкскурсии, занимаются наблюдением за явлениями природы в течение года.
Русский как иностранный
Для того, чтобы реб

Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, знают все о том, как организовать для своего ребёнка комфортную среду, знают, как важна для него каждая мелочь в интерьере квартиры. Особенно важно это учитывать, когда речь идет об образовании. Где еще можно найти место, где их ребёнку будет так же удобно?
Именно поэтому родители детей с особенностями здоровья часто выбирают обучение дома. Принять такое решение поначалу непросто, ведь школьная программа постоянно меняется. То, как учили 20-30 лет назад, уже не всегда позволяет достичь высоких результатов. За это время изменился и формат проверки знаний, и способы подачи информации. Как заменить ребёнку целый школьный мир, оставив его в зоне комфорта? И тут на помощь приходит самая необычная школа. Цифровые школы представляют собой полноценные образовательные учреждения, которые приходят к родителям и детям домой, поддерживая и направляя учебный процесс.
Здесь работают не только педагоги-предметники, каждый из которых готов ответить на любые вопросы по сложным темам, но и целый штат педагогов-психологов, а каждого ученика школы сопровождает тьютор.
Мобильная платформа предполагает интерактивный учебник и банк заданий по всем школьным предметам с 1 по 11 класс. Учитель проводит интернет-уроки по удобному гибкому графику, контролирует работу ребёнка дома, ставит оценки, видит прогресс каждого ученика. А самое главное то, что родители получают обратную связь и рекомендации от педагогов, тьюторов, психологов.
Система обучения построена таким образом, что все промежуточные аттестации и итоговые экзамены ученики сдают успешно, ведь образовательная программа полностью соответствует федеральным стандартам.
Ученики школы общаются между собой во время занятий, находят среди одноклассников новых друзей. Для многих семей с особенными детьми уникальная школа «БИТ» в режиме онлайн стала безопасной и комфортной домашней школой, где можно учиться, даже находясь на лечении или на отдыхе.
Передвижная школа
Школа кочует вместе с учениками. Хорошо забытый «новый» старый бренд в виде передвижных школ для коренных народов Крайнего Севера снова в тренде. У оленеводов, охотников и рыбаков кочевой и полукочевой образ жизни. Школа передвигается по тундре одновременно с кочующими оленеводами от одного стойбища к другому. Впервые подобная школа была организована для детей в Канинской тундре еще в 30-е годы для того, чтобы дети получили хотя бы элементарные навыки по чтению, письму, русскому языку. Затем юных кочевников определяли в стационарные школы-интернаты, но дети подолгу оставались без родителей, теряли навыки общения на родном языке, отвыкали от кочевой жизни, поэтому на съезде оленеводов и было принято решение возродить кочевые школы для детей в тундре. Соответственно региональным проектам, при стационарных школах организованы передвижные школы.
Кочевая школа дает право родителям выбирать:
- образовательное учреждение;
- форму организации образовательного процесса;
- индивидуальное обучение;
- режим обучения, ориентированный на этнический календарь.
Кочующая школа устроена в отдельном чуме, где есть место и для игр, и для учебы.
А еще здесь проходят самые необычные уроки физкультуры. Вместо подтягиваний и прыжков, школьники ловят оленей и обучаются управлять животными.
Для учителей определен коэффициент за разъездной характер работы, стимулирующий труд учителя в условиях кочевья. Важно, чтобы образовательный процесс был доверен человеку, профессионально владеющему педагогическим мастерством, знакомому с культурой и традициями коренного народа.

При организации учебного процесса учитывается время передвижения оленеводов, чтобы дети дольше могли находиться вместе с родителями. Дети оленеводов учатся в стойбищах, а в свободное от учебы время помогают родителям по хозяйству. Родителям также понравилась идея открытия учебного заведения рядом с домом. В школе есть учебники и тетради, игрушки, книги для чтения. Дети занимаются полдня. Мы хорошо знакомы с ребятами и родителями. И я в свое время так воспитывалась и жила в тундре.
Главная моя цель состоит в том, чтобы обучать малышей без отрыва их от дома, учить национальному языку и традициям.
Воспитание защитников и патриотов
Патриотическому воспитанию придается большое значение во всех школах, но особенно этому уделяется внимание в специализированных учебных заведениях.
В Севастополе есть кадетское училище, называемое «президентским». Оно находится в ведении министерства обороны. Там обучаются мальчики, занимаясь с 5 по 11 класс. Они изучают военную подготовку наряду с прочими учебными предметами. Большое внимание уделяется изучению истории российского государства.
Однако и девочки не остаются в стороне от подготовки достойных граждан государства. В Москве появились школы, где кадеты не мальчики, а девочки. Дисциплина там жесткая, как и в «кадетках» для мальчишек: ранний подъем, физические упражнения, уборки классов и территории. Это нужно не для того, чтобы воспитать «солдат Джейн», но помочь девочкам стать настоящими и правильно воспитанными офицерскими женами. Для этого в девчоночьем кадетском училище проводятся занятия по домоводству, танцам, дизайну, шитью, этикету.
Ребёнок и его предпочтения
Образовательная модель этой школы заключается в том, что ученику позволено выбирать собственную траекторию обучения. В «Летово» дети могут сами регулировать темп и уровень обучения и форму ее организации. Учитель лишь корректирует выбор и поощряет креативность, развивает навыки, которые могут пригодиться в жизни, поощряет работу в команде.
Изучение предметной области предполагает глубокие знания по предмету, дающее возможность получить и российский аттестат, и диплом международного образца. Дополнительно детям предлагается сто предметных факультативов.
Проблема получения качественного образования заботит педагогов и родителей не только в России. В Беларуси, например, текущий учебный год начался весьма интересно. Насколько оправданы эти перемены? Время покажет.

Школы Беларуси встретили учебный год 2018-2019 в новом статусе и в новой реальности. Волевым решением министерства в стране были упразднены гимназии и лицеи в средней школе. Теперь специализация и углубленное изучение предметов сохранилось лишь в 10-11 классах, то есть, накануне поступления в ВУЗ.
Вместе с излишней ранней специализацией ушли в прошлое и такие горячо нелюбимые детьми и родителями вступительные экзамены. Наконец, в Беларуси было признано, что такой ранний стресс (а раньше экзамен сдавали дети 9-10 лет) совершенно ничем не оправдан и лишь создает лишнюю нервную суету у всех участников процесса.
Вокруг решения об отмене гимназий было сломано много копий. Лагерь сторонников упразднения пополнило большинство родителей и детей. В числе противников было много учителей и директоров школ. Сейчас, когда эмоциональная волна сошла, нужно признать, это что решение было абсолютно оправдано и принесло пользу тем, на кого было направлено, т. е. детям.