Нейропсихология — одно из самых популярных направлений в настоящее время в работе с детьми. В каких случаях ребёнок нуждается в помощи нейропсихолога? Как специалист работает с детьми? Какие методы нейропсихологии зарекомендовали себя как самые эффективные?
Психика ребёнка и нейропсихология
Детская нейропсихология — это и один из разделов клинической психологии, который занимается изучением мозговых особенностей и их связи с поведением ребёнка. Специалистами доказано, что детская психика и ее процессы тесно связаны с особенностями познавательной системы ребёнка — памятью, воображением, вниманием, мышлением, речью, восприятием, эмоциями. Нейропсихологи занимаются изучением поведения ребёнка посредством подробного анализа его мозговых особенностей. Специалисты в этой области считают, что созревание отделов головного мозга оказывает прямое влияние на поведение детей и их психическое развитие.
Почему родители, которых беспокоит поведение ребёнка, все чаще обращаются за помощью к детскому нейропсихологу? Специалистами доказано, что поведенческие нарушения ребёнка, такие как неусидчивость, гиперактивность, низкая успеваемость при хороших интеллектуальных показателях, тесно связаны с созреванием и особенностями отделов головного мозга. В практике нейропсихологов, ребёнок меняет поведение в лучшую сторону, и у него наступает прогресс, когда специалист в этой сфере применяет к нему специальные методы работы.
Мозг и психика ребёнка отличаются пластичностью. По этой причине дети, когда нуждаются в психологической помощи и поддержке, реагируют на них гораздо быстрее, нежели взрослые при необходимости справиться с психологической травмой. По этой же причине, ребёнок гораздо быстрее идет на поправку. Нейропсихолог изучает психические процессы при поражении мозговых дисфункций и определяет область поражения, которая связана с тем или иным видом психической деятельности. Это позволяет специалисту быстро определить нарушение, составить алгоритм действий и помочь ребёнку.
Когда ребёнку нужен нейропсихолог?
Нейропсихолог необходим детям в следующих случаях:
- диагностика ранних поражений отделов головного мозга;
- плохая координация движений;
- слабый уровень мелкой моторики — ребёнок не справляется с такими заданиями как лепка, письмо, работа с природным материалом, манипулирование с предметами;
- низкая успеваемость в школе — ученик испытывает затруднения при счете, выполнении домашнего задания, чтения, пересказа, слушания;
- низкий уровень развития памяти, мышления, внимания, воображения;
- нарушение в развитии тонуса мышц — ребёнок ощущает слабость или наоборот, возбудимость;
- дефицит внимания с гиперактивностью;
- речевые нарушения;
- трудности со сном;
- проблемное поведение, трудности с установлением контактов.
Часто, к нейропсихологу ребёнок отправляется по рекомендации врача-невролога. Он рекомендует специалиста в случаях, если у детей обнаруживаются дисфункции подкорковых и стволовых образований. Нарушение крупной и мелкой моторики, также, являются показателями к работе с нейропсихологом. Любое дисгармоничное развитие психики, речи, мышечных отделов, познавательной сферы является показателем для получения консультации специалиста, диагностики и дальнейшей коррекционной работы.
Работа специалиста с детьми
В нейропсихологии выделяется несколько этапов работы с детьми.
- Первый этап диагностический. Психолог определяет характер и особенности взаимодействия головного мозга с глубинными структурами, выявляет работу познавательных процессов ребёнка. На этом этапе, также, обнаруживаются причины нарушения поведения, которые вызваны психическими и органическими патологиями. Специалист устанавливает видимые и возможные причины нарушения развития и поведения.
- Второй этап. Происходит подбор методов лечения, который должен отвечать выявленным нарушениям. К ним относятся психотерапевтические методы, а также медикаментозное лечение. План работы с каждым ребёнком разрабатывается индивидуально, учитывая его индивидуальные, возрастные, психофизиологические особенности.
- На третьем этапе происходит непосредственно коррекционная и восстановительная работа. Нейропсихологи считают, что, здоровая психика ребёнка зависит от состояния его моторики, восприятия и сенсорной системы. Поэтому, для прямого влияния на детское поведение и эффективности работы необходимы диагностика и восстановление этих функций. Игры — подвижные и психотерапевтические — и лекарственные препараты позволяют достичь хорошего результата и положительно влияют на психофизиологическую систему детского организма. Доза медикаментов, предназначенных ребёнку, определяется индивидуально и в большинстве случаев является минимальной.
Как меняется поведение ребёнка, после эффективной работы с нейропсихологом?
- дети становятся менее импульсивными, повышается самоконтроль и саморегуляция;
- процессы поведения становятся управляемыми родителями или самим ребёнком;
- гиперактивность снижается, работоспособность выходит на средний уровень, заменяя собой медлительность;
- действия ребёнка приобретают координированность;
- улучшается способность ориентации в пространстве и по отношению к своему телу;
- дети начинают лучше писать, читать, улучшается уровень памяти и внимания;
- развиваются пространственное, абстрактное мышление;
- ребёнок все чаще начинает пользоваться логикой и объективным восприятием информации из внешнего мира и своих реакций;
- повышается уровень личной самостоятельности и ответственности;
- энергичность и внутренние ресурсы, до этого времени блокированные, выходят на первый план: ребёнок приобретает учебную и познавательную мотивацию, пользуется своей любознательностью, которая в раннем и дошкольном возрасте является двигателем психофизиологического развития;
- повышается общая сосредоточенность не только на деле, которое вызывает интерес, но, также и на том, которое надо выполнить, соблюдая учебный план;
- дети осваивают работу по инструкции взрослых — учителей, родителей — и без труда следуют заданному алгоритму.
Советы родителям
- Помощь нейропсихолога может потребоваться во время переживания ребёнком возрастного кризиса, адаптационного периода во время поступления в учебное заведение, переезда на новое место жительства, смены жизненных условий.
- Профилактикой обращения к специалисту служит умение не перегружать ребёнка дополнительным образованием в раннем возрасте.
- Репетиторство и строгое наказание не приведут к желаемому результату, а лишь могут ухудшить психофизиологическое состояние ребёнка.
- Чем раньше родители вместе с ребёнком посетят детского нейропсихолога, тем эффективней будет полученный результат в виде нормализации поведения и отдельных структур головного мозга. Таким образом, маленький пациент получает возможность полностью восстановить психическую деятельность и познавательную сферу.