Одними из первых на предмет опасных осложнений вакцинации от COVID-19 заволновались люди с аллергиями, особенно те из них, кто не понаслышке знает о существовании анафилактического шока. Для снижения рисков всем вакцинирующимся после введения вакцины велено полчасика посидеть под кабинетом, чтобы «если что», то есть если разовьется анафилаксия, можно было успеть помочь человеку.
MedAboutMe выяснял, а действительно, как часто развивается анафилактический шок при вакцинации от COVID-19?
Механизм развития анафилактического шока
Анафилактический шок – это системная реакция гиперчувствительности, которая запускается иммуноглобулинами IgE. Она начинается быстро, развивается стремительно и приводит к поражению кровеносной системы и дыхательных путей. В большинстве случаев происходит также поражение слизистых и кожи.
Следует понимать, что речь идет не только о рисках нарушения дыхания, вызванных отечность слизистой дыхательных путей. Под действием веществ – медиаторов аллергии увеличивается проницаемость стенок сосудов. Как результат, снижается тонус сосудов и уменьшается объём циркулирующей в кровеносной системе крови. При этом падает ударный объём сердца, снижается артериальное давление. Как следствие, у пациента возникает сосудистый коллапс.
Как сообщают российские ученые из г. Орел в своей статье в журнале «Вестник аграрной науки» за 2021 год, можно выделить три степени анафилаксии:
- Легкая степень
Человек ощущает жар, зуд, на коже проступает крапивница, развивается слабость, может начаться головокружение и тошнота, становится тяжело дышать.
- Средняя степень
На фоне симптомов легкой степени слабость усиливается, вплоть до потери сознания.
- Тяжелая степень
Человек почти мгновенно теряет сознание. Развиваются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. При остром бронхоспазме может наблюдаться состояние, которое называют «немым легким»: сердце не прослушивается, пульс не прощупывается, давление не определяется.
Среди осложнений анафилаксии – брадикардия и остановка сердца, острая почечная недостаточность, остановка дыхания, ОРДС (острый респираторный дистресс-синдром), ДВС-синдром (синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания), гипоксия (острая нехватка кислорода в организме), гипоксемия (нехватка кислорода в крови), ишемия головного мозга.
Отдельно выделяют осложнения терапии анафилаксии: аритмия, разнообразные тахикардии, ишемия сердечной мышцы вплоть до инфаркта.
Частота случаев анафилактического шока составляет от 0,3 до 7,9 случая на 10 тысяч человек в год. Расчеты показывают, что от анафилаксии страдают 0,3% населения.
Анафилаксия и вакцины
Анафилактический шок после введения вакцины – очень редкая ситуация. Ученые оценивают частоту анафилаксии при вакцинации в 2,5-11 случаев на 1 млн привитых человек, причем для разных вакцин этот показатель может довольно сильно различаться. Например, Международная группа ученых в 2016 году опубликовала в журнале World Allergy Organization Journal следующие данные:
- для АКДС (дифтерия, коклюш и столбняк) частота случаев анафилаксии составляет 3,6 случая на 1 млн, обычно из-за самого вакцинного агента;
- для вакцины от гриппа – 0,8 случая на 1 млн, исключительно из-за белка овальбумина;
- для вакцины MMR (корь, эпидемический паротит и краснуха) – 1,8 случая на 1 млн привитых, в основном из-за стабилизатора – свиного желатина, а не из-за яичных белков, которые вакцина практически не содержит.
А что с вакцинами от COVID-19?
Анафилактический шок и вакцинация от COVID-19
Первые сообщения о случаях анафилактического шока после введения вакцины против COVID-19 появились уже в декабре 2020 года. Согласно данным, полученным американскими учеными о вакцинации первой дозой препарата Pfizer/BioNTech, частота случаев развития нежелательных явлений составила 0,2% (всего 4393 случая), из которых 175 случаев относились к категории тяжелых осложнений, включая анафилаксию.
По мере поступления новых данных американские ученые пришли к выводу, что частота анафилаксии для вакцины Pfizer составляет 1 случай на 200 тысяч вакцинированных человек (или 5 случаев на 1 млн), а для вакцины Moderna – 1 случай на 360 тысяч человек (или 2,78 случая на 1 млн вакцинированных человек).
В апреле 2021 года свою статистику опубликовали французские специалисты, рассчитав риски по результатам введения 13,6 млн доз трех видов вакцин против COVID-19. Всего было зарегистрировано 67 случаев анафилаксии, то есть вероятность развития гиперчувствительности составила 0,0005% на введенную дозу. Расчеты показали, что для Pfizer этот показатель составляет 5,86 случая на 1 млн, для Moderna – 4,02 случая на 1 млн и для AstraZeneca – 1,83 случая на 1 млн введенных доз.
При этом 60% людей, у которых развился анафилактический шок на мРНКовую вакцину от COVID-19, уже имели пищевую, лекарственную аллергию, аллергию на укусы ос и др. А 30% из них ранее переживали анафилактический шок. Учитывая, что аллергические реакции в анамнезе есть у трети населения, получается, что у пациентов, которые пережили анафилаксию на мРНКовую вакцину от COVID-19, риск развития гиперчувствительности или иных аллергических состояний был в 2 раза выше, чем для населения в целом.
А что же наш «Спутник V»? По данным первого отчета, предоставленного аргентинскими медиками, на 1,4 млн введенных доз было зарегистрировано 5 случаев анафилаксии, то есть 3,57 случая на 1 млн доз. По данным более полного отчета о применении почти 7 млн доз частота анафилаксии составила 0,0001% (9 случаев), то есть 1,29 случая на 1 млн доз.
Для вакцины «КовиВак» случаев анафилаксии не обнаружено. Хотя это белковая вакцина, и как раз от нее следовало бы в большей степени ожидать развития аллергических реакций. Насчет анафилаксии при введении вакцины «ЭпиВакКорона» тоже нет никакой информации. Увы, обе эти вакцины, особенно «ЭпиВакКорона» уже заслужили довольно плохую репутацию, так что вакцинироваться ими, чтобы свести риски анафилаксии к минимуму — не стоит.
Причины аллергии на антиковидные вакцины
Обычно аллергия на вакцину связана с наличием в ней адъювантов или иных вспомогательных веществ (консервантов, антибиотиков и др), но не самим действующим веществом. Ученые считают, что анафилаксия на мРНКовые вакцины вызвана ПЭГ– политэтиленгликолем, макроголом. Это водорастворимый полимер, который часто используют в косметике и фармацевтике как основу для препарата. И в вакцине Pfizer, и в препарате Moderna есть пегилированные липиды, то есть липидные наночастицы, посаженные на ПЭГ, что увеличивает их водорастворимость и биодоступность.
И тут выясняется, что в 90% случаев пациенты, у которых развилась реакция гиперчувствительности на вакцину от COVID-19 – это женщины. Ученые предполагают, что это из-за того, что сенсибилизация к ПЭГ у женщин встречается чаще, чем у мужчин. Представительницы слабого пола чаще используют косметику или контрацептивы, содержащие ПЭГ. А ранее было показано, что наличие антител к ПЭГ связано с более тяжелыми аллергическими реакциями при введении лекарства с ПЭГ, в том числе и с большим риском анафилаксии.
Другое возможное объяснение – влияние эстрогенов, так как гормональный статус человека влияет на его Т-клеточные и В-клеточные ответы иммунной системы. Известно также, что in vitro, то есть в пробирке, эстроген и прогестерон влияют на тучные клетки, содержащие гистамин и другие медиаторы аллергической реакции, которые приводят к повышенной проницаемости сосудов и к описанным выше системным эффектам.
В состав российского «Спутника» входят: трис(гидроксиметил)аминометан, натрия хлорид (то есть, соль), сахароза (то есть, сахар), магния хлорида гексагидрат, ЭДТА (в виде дигидрата двунатриевой соли), стабилизатор полисорбат-80, этанол, вода для инъекций. Из всего вышеперечисленного наибольший интерес вызывает полисорбат-80. Он может вызывать аллергию вплоть до анафилаксии с вероятностью 0,5-1,47%. Так что людям, которым известно о своей реакции на это вещество (а его можно обнаружить много где), не стоит прививаться «Спутником».
Кому можно прививаться?
В Великобритании органы здравоохранения в числе противопоказаний к вакцинации сначала называли уже имевшие место в жизни человека случаи анафилаксии к вакцинам, лекарствам и продуктам питания. Эксперты объясняли это тем, что у пациентов с атопическими заболеваниями повышены риски развития тяжелых аллергических реакций на вакцины. Однако позднее британские власти изменили свои мнение и заявили, что противопоказанием может быть только подтвержденная аллергия на любой компонент вакцины или на введение ее первой дозы.
Эксперты других стран придерживаются той же точки зрения. Только подтвержденная аллергия на конкретные компоненты вакцины или уже имевшая место быть анафилаксия при введении первой дозы могут быть противопоказанием к вакцинации.
Всем, кто не уверен в своей иммунной системе, врачи рекомендуют не уходить с точки вакцинации в первые полчаса-час, чтобы своевременно получить медицинскую помощь в экстренном случае.