Главнейшим и сложнейшим органом человеческого тела, бесспорно, является головной мозг. Его функции до конца не изучены, но точно известно, что именно он руководит работой всего организма, и малейшие нарушения в его строении или функциональности приводят к катастрофическим последствиям. Наиболее тяжелой патологией на сегодня считается рак мозга — онкологическое заболевание, поражающее мозговые клетки. Если подходить со строго научной точки зрения, то «рак» — это злокачественная опухоль, развивающаяся из клеток эпителиальной группы тканей. Поскольку в головном мозге эпителиальных клеток нет, то «рак мозга» не совсем верный термин в этом случае. С другой стороны, люди часто называют раком злокачественную опухоль, независимо от ее гистологической характеристики.
Длительное время опухоль головного мозга относилась к фатальным патологиям, лечение которых было практически невозможным. Но сегодня разрабатываются новые лекарства и технологии, которые позволяют ранее безнадежно больным получить шанс на излечение. Ученые используют вирус с измененными свойствами, а также современные аппараты и технологии для точной доставки препаратов к цели — зоне опухоли головного мозга.
В чем сложности лечения мозга?
Мозг человека — сложная структура, которая максимально надежно защищена от возможных внешних воздействий. Это механическая защита ткани мозга прочными костями черепа и оболочками, а также наличие ликвора для смягчения ударов и сотрясений. А для того, чтобы в ткани мозга не проникали опасные вещества, в организме имеется защитный гематоэнцефалический барьер, отделяющий мозг от тканей тела и крови. Таким образом в мозг проникают далеко не все опасные субстанции, инфекции и токсины, но в связи с наличием этого барьера при болезнях мозга есть трудности и с доставкой к нему необходимых лекарств. Особенно это становится актуально при наличии онкологических патологий.
Врачи доподлинно не знают о том, каким образом возникает злокачественная опухоль головного мозга (или как его называют — рак мозга), изучение механизмов подобной патологии проводится уже не одно десятилетие, но для них известны и трудности в его лечении в связи с проблемами доставки противоопухолевых средств, минуя гематоэнцефалический барьер.
Разработка методик для прицельного лечения рака мозга
Сообщения об успешных методиках в исцелении рака мозга приходят из многих стран все чаще, что дает надежду тяжело больным пациентам разного возраста. Сегодня такой диагноз относится к относительно распространенным в структуре онкологических патологий, и от этого разработка методик его лечения становится актуальной. Не всегда клиническая ситуация позволяет провести операцию, а лекарства из-за наличия гематоэнцефалического барьера не всегда могут достигать своей цели — проникать к раковым клеткам мозга. Ученые бьются над преодолением этой проблемы много лет.
Лечение опухоли головного мозга: опыт ученых
Вопросы терапии опухолей головного мозга всегда сложны в связи с наличием гематоэнцефалического барьера и сложным проникновением сквозь него препаратов. В Калифорнийском университете группой нейрохирургов много лет велись разработки нового способа терапии опухолевых процессов с использованием генно-инженерных препаратов. Одним их них стал Toca 511, который вводился в зону опухоли путем прицельного МРТ-наведения. Суть процедуры в следующем, в условиях операционной, контролируя действия врачей в области операционного поля при помощи аппарата МРТ, создается возможность предельно точного попадания лекарства внутрь самой опухоли головного мозга. Эта методика получила название МРТ-навигационная технология — Сlearpoint.
Методика основывается на использовании генной терапии новообразований злокачественного характера. В более ранних исследованиях попытки лечения подобными препаратами становились неудачными в силу невозможности попадания лекарства непосредственно в мозговые ткани из-за наличия гематоэнцефалического барьера, который просто не дает веществу проникать в мозговую ткань. В настоящем случае произошел обход гематоэнцефалического барьера при помощи внутримозговой инъекции под прицелом МРТ. Это позволило гарантировать тот факт, что необходимая концентрация лекарства была введена именно в опухоль головного мозга, что также помогло предотвратить травмирование непораженных тканей и сосудов мозга.
Что за препарат и причем тут вирус?
В этом методе было использовано соединение Toca 511, созданное на основе вируса из группы ретровирусной, который избирательно размножается только в онкологических клетках мозга. В результате, когда данный вирус находится внутри клеток опухоли, им синтезируется фермент, который способен расщеплять медицинский препарат флуцитозин (противогрибковой направленности). После инъекции препарата в опухоль, пациент применяет это вещество внутрь. В тех клетках, где есть рак, и есть введенный вирус, из препарата флуцитозина производится противораковое вещество фторурацил, раковые клетки гибнут. При этом здоровые клетки остаются целыми.
При таком способе лечения пациент защищен от побочных эффектов общей химиотерапии, и борьба идет непосредственно там, где есть опухоль головного мозга, без вовлечения здоровых клеток. Риск лечения состоит непосредственно только во введении вирусного препарата в опухолевые ткани. При помощи МРТ хирурги могут в реальном времени точно проникнуть иглой в тело опухоли, понижая риски лечения до минимума. Все пациенты, прошедшие данную методику, быстро выписывались из больницы и вели привычную жизнь.
Чем это важно и перспективно ли новое лекарство?
Сложность в изучении эффективности лекарства от рака мозга заключается в том, что из-за потенциальной непроходимости гематоэнцефалического барьера врачи не могут определить — препарат просто не проник в опухоль или он не эффективен. При помощи прицельного введения лекарства в ткань мозга под контролем МРТ эта проблема решается. Можно разрабатывать эффективные препараты, которые будут вести борьбу с раковыми клетками, при этом, не повреждая здоровые ткани. Прицельное введение их позволит непосредственно оценить их действие, исключая тотальный эффект терапии на уровне всего организма. На примере препарата Toca 511, специфического лекарства, содержащего измененный вирус, была подтверждена прогрессивность подобной прицельной методики. Теперь требуется усовершенствование самой хирургической методики и разработка новых противоопухолевых лекарств, которые этим методом можно доставлять к телу опухоли.
Этот метод требует детального изучения и дальнейшего совершенствования методик, но возможный обход гематоэнцефалического барьера и введение препарата в место самой опухоли существенно упрощает поиск наиболее активных веществ в отношении раковых клеток, а значит — это позволяет сделать большой шаг в решении проблемы лечения рака мозга.