Развитие ребёнка обусловлено разными факторами. Чем меньше возраст малыша, тем больше он нуждается в эмоциональном тепле и принятии родителей. Взрослея, он также нуждается в поддержке старших со стороны, однако его приоритеты меняются.
Так, в дошкольном возрасте, игра и проявление эмоций являются важными факторами, влияющими на развитие ребёнка и благополучное становление его психики. Позже, когда он идет в школу, ведущей деятельностью становится учеба и общение со сверстниками. Последнее особенно важно, когда он растет, вступает в подростковый возраст. Там для него мнение родителей уже не является авторитетным — характер и поведение подростка определяет общение в кругу друзей.
На сегодняшний день важное место в жизни детей занимает компьютер и компьютерные игры. Они оказывают влияние на развитие ребёнка, его досуг, склонности, качества характера и здоровье. В настоящее время мнения родителей по поводу влияния виртуальной реальности на психику детей разделились. Одни не видят ничего предосудительного в том, что ребёнок проводит большую часть времени за компьютером — там он развивается, обучается, общается с друзьями — считают они. Другие же выступают против, и причинами отрицательного отношения называют элекромагнитное излучение, вред для позвоночника, зрения, мышечной массы, психологии детей.
На чьей стороне правда и какое влияние на самом деле оказывает компьютер на развитие ребёнка? MedaboutMe попробовал разобраться и ответить на эти вопросы.
Развитие ребёнка и компьютер
Когда ребёнок подрастает и знакомится с компьютером, его интерес к нему очень увеличивается. Этому во многом могут способствовать родители — они показывают малышу мультики, смешные видеоролики, включают детские песенки или компьютерные игры. Некоторые родители считают, что без компьютера ребёнок не может полноценно пройти все этапы развития. Это является абсолютным мифом. Развитие ребёнка зависит прежде всего от его физиологических и психологических данных и того сопровождения, которое оказывают ему взрослые — родители, воспитатели, учителя.
Когда взрослые принимают активное участие в жизни малыша с начала его рождения, то определяющим фактором его развития будет не количество просмотренных электронных азбук и обучающих мультфильмов, а то, что получил ребёнок в процессе живого общения. Просмотр развивающих передач и видеоуроков в этом случае не является вредным, когда имеет свою меру. Здесь мнение специалистов разделяется. Некоторые считают, что до семи лет компьютер вреден для детей, и лучше полностью заменить его творчеством. Другие на этот счет заявляют, что малыша в возрасте 3-4 лет вполне можно приучать к компьютеру.
Выбор в этом случае можно оставлять за родителями, поскольку им хорошо известна психология детей, особенности их развития и поведения.
Почему дети «зависают» в виртуальной реальности
Компьютер привлекает детей всех возрастов многообразием функций, набором ярких картинок, звуков, спецэффектов. Проводя перед монитором слишком много времени, дети могут потерять интерес ко всему, что происходит вокруг и особенно не отличается яркостью и красотой. Поэтому современным детям, привыкшим к набору быстро мелькающих картинок и какофонии звуков, бывает сложно заинтересоваться старыми сказками со смыслом или «пластилиновыми» мультфильмами.
Дети младшего и подросткового возраста все меньше подвергаются контролю родителей, потому как становятся более самостоятельными, поэтому они склонны проводить за компьютером столько времени, сколько им хочется. Родителям следует знать о том, что слишком сильное пристрастие к виртуальной реальности может быть вызвано проблемами в семейных отношениях. Часто ребята «прячутся» в играх или социальных сетях, потому что только там могут чувствовать себя нужными, сильными, способными.
Психология детей и компьютерные игры
Даже изучая специальную литературу по детской психологии, невозможно «подогнать» под нее каждого ребёнка. То, что подходит одному, категорически не подходит для другого. Таким же правилом следует руководствоваться старшим, когда они раздумывают, какую роль должен играть компьютер в жизни ребёнка? Чтобы ответить на этот вопрос, следует знать о вреде, который он оказывает. Слишком частое сидение перед монитором снижает зрение, неправильная поза может способствовать искривлению позвоночника. Специалисты советуют детям младше семи лет не проводить за компьютерными играми больше 15 минут в день.
Психология детей такова, что постоянная виртуальная жизнь может снижать уровень психических процессов, таких как память, внимание, мышление. Также риск заключается в том, что ребёнок может отказаться от других видов деятельности, живого общения, забыть о том, что в мире есть ролики, велосипеды, коньки и творчество. Вся его жизнь в таком случае протекает по ту сторону монитора, что в целом отрицательно влияет на психическую деятельность — снижается успеваемости в школе, не развивается способность проживать конфликтные ситуации, заводить новые знакомства.
Ребёнок, который «живет» в компьютерных играх или интернете, и у которого имеются проблемы семейного или межличностного характера, внешне может быть раздражен или напротив, апатичен. Также у него могут наблюдаться неконтролируемые вспышки агрессии. По сути, в такой ситуации, он чувствует себя комфортно только перед компьютером, в остальном он словно не в своей тарелке — общение с окружающими ему не интересно и не приносит удовольствия.
Игры с родителями и творчество
Как бы хорош и полезен ни был компьютер, он не может заменить живого человеческого общения. Особенно, чем младше дети, тем более полезными будут для них игры с родителями и совместное творчество.
Во время таких занятий ребёнок учится познавать мир и взаимодействовать с людьми, получая бесценный опыт, который навсегда останется с ним.
Живое общение, тепло, забота и улыбки близких намного важнее обучающих мультфильмов. Важно, чтобы дети знали, что компьютер и интернет — это полезное средство получения знаний, приложение к повседневной жизни в семье, но никак не наоборот.