Дети, не любящие рисовать, играть и извлекать звуки из музыкальных и даже совсем немузыкальных предметов — пожалуй, большая редкость. И именно эти их естественные желания умело используют психологи для выявления и решения многих проблем.
Арт-терапия: что это такое?
Вот уже и сказки все прочитаны, и песенки спеты, а ребёнок не хочет отпускать маму и не позволяет гасить в спальне ночник. И все потому, что ему кажется, будто в темном углу за шторой притаился «бабайка», который обязательно выпрыгнет оттуда, лишь только в комнате станет темно. И вообще, кроме подобных персонажей, дети еще многого боятся — зайти в кабинет врача, заботящегося о здоровье детей, остаться на полный день в детском саду, даже двоюродного дяди, являющегося добрейшей души человеком. С такими неоправданными страхами иногда не могут справиться даже самые опытные мамы. Помочь в этом сможет арт-терапия, методы которой очень эффективны и доступны каждому родителю.
Первый раз выражение «арт-терапия» появилось в середине прошлого века в Великобритании. Английские врачи обратили внимание, что больные, занимающиеся рисованием и лепкой, выздоравливали гораздо быстрее. В дальнейшем эта методика начала использоваться в педиатрии, где позволила получить потрясающие результаты.
Дело в том, что у детей довольно большая связь между сознанием и подсознанием. Малыши не в состоянии скрывать свои ощущения и постоянно высказывают их в рисунках, поделках и играх. Собственно, именно этот процесс и называется арт-терапия. Подобным образом малыш снимает свое эмоциональное напряжение, а значит, пытается справиться с проблемой. И если ребёнок сам не может одолеть проблему — на помощь ему должны прийти родители, действуя через творчество. Арт-терапию традиционно подразделяют на изобразительную, музыкальную, игровую и сказочную.
Польза рисования для здоровья детей
Особенно развита тяга к рисованию у детей в возрасте от двух до пяти лет. В это время рисунок является своеобразным зеркалом, в котором отражается его представление об окружающем мире. Взрослым кажется подобное творчество каракулями? У двухлетки это и будут каракули, состоящие из беспорядочных линий и цветных пятен, однако даже и такое творчество имеет важное значение.
Кроме того, подобные занятия для детей помогают в развитии мелкой моторики, а вместе с этим речи, мышления, а также памяти. Они ему помогают выражать собственные эмоции, что гораздо важнее для психологического здоровья детей, чем пассивное сидение у телевизора. Однако, если рисование используется в качестве изотерапии, то в этом случае без активного участия взрослых не обойтись. Если, к примеру, малыш боится оставаться в комнате, нужно попробовать обсудить с ним как выглядит то самое чудовище, которое, по его представлению, там обитает. Пусть он попробует как можно подробнее изобразить его на бумаге. После этого нужно внимательно вместе с малышом рассмотреть творение, обсудив, что именно его пугает. Еще лучше — пририсовать «чудищу» детали, которые превратят его в забавного и веселого персонажа, например — цветную шапочку или яркие ботинки.
После нескольких сеансов подобной терапии малыш, скорее всего, перестанет бояться «злого бабайку», наделив его положительными качествами. Можно также слепить этого же персонажа из пластилина, а потом смять его и вылепить добрую зверушку. В подсознании малыша останется тот факт, что «было, а потом не стало» или «было злое чудовище, а потом перевоплотилось в милого и доброго зверушку».
Не менее важным моментом для ребёнка становится и обсуждение результатов его творчества. Пусть малыш расскажет, какое настроение присутствует у его персонажей, какой нрав? Только не нужно делать оценок типа «похож или не похож» и «красиво — некрасиво». Это же не экзамен, творчество ребёнка в любой ситуации достойно безусловного одобрения. Потому как цель таких занятий для детей — не получить произведение искусства, а научить их расслабляться, избавляться от тревог и выражать собственные эмоции.
Книги и игры как средство налаживания отношений между детьми
Такие блага цивилизации, как телевидение и Интернет иногда негативно отражаются на психологическом здоровье детей. Они отвыкают от книг и устных сказок в мамином или папином исполнении. А ведь подобные вещи поистине способны делать чудеса. К примеру, если у детей-погодков не самые лучшие взаимоотношения, можно наладить их с помощью сестрицы Аленушки с братцем Иванушкой. Стоит обсудить с детьми поступки сказочных персонажей. Пусть они придумают возможные варианты дальнейшего развития их отношений. И случается, что даже самые большие задиры начинают мыслить одинаково и поддерживать друг друга.
Игра — это как раз то занятие, которым ребёнок должен заниматься до школы. Но далеко не все взрослые понимают, что в процессе игры ребёнок бывает самим собой. Поэтому, наблюдая за тем, как он играет, можно не только понять состояние, а также настроение малыша, но и в случае необходимости скорректировать их. Может быть, маленькая девочка боится двоюродного дядю из-за его слишком высокого роста? Можно проиграть эту ситуацию. Например, у маленького Зайки будет дядя — огромный Медведь, которого он боится. Но приходит Белочка и рассказывает, какой Медведь добрый, хоть и такой большой. Пусть ребёнок разыграет сценку дружбы и придумает варианты дальнейшего развития отношений.
Музыкальные занятия для детей: советы родителям
Будет хорошо, если музыкальные занятия для детей станут частью их жизни. Приятную музыку можно включать тогда, когда он рисует или играет. А многим детям самим нравится создавать музыку. Для этого нужно обеспечить их хотя бы простейшими музыкальными инструментами — дудочкой, барабаном, колокольчиками. С помощью дудочки, к примеру, можно успокоить расшалившегося малыша, предложив ему сыграть приятную музыку для плюшевого Мишки. А барабан либо бубен, напротив — помогут выплеснуть приступ обиды или ярости. Пусть дети бьют в них так громко, как им хочется. Можно даже показать, каким образом выстукивать ритм. Возможно, увлекшись этим процессом, малыш и не вспомнит о причине своего гнева.